Так повелось среди людей, что все свои  надежды мы связываем с детьми. В них видим своем будущее, в них пытаемся воплотить свои неосуществленные мечты.

На трассе Брест – Томашевка у д. Домачево  (развилка Брест-Леплевка – Домачево) возле дороги находится монумент «Протест» — стела из белого мрамора, высотой 8 метров, к которой прикреплены бронзовые фигурки детей, взывающих о помощи. Архитекторы  проекта М. Ткачук, Г. Пашков, скульптор А. Солятыцкий.

В 1939-1941 гг. в Домачево находился детский дом, где жили 84 воспитанника. С началом войны детей не успели эвакуировать. За первый год немецкой оккупации часть детей погибла от голода, болезней и медицинских экспериментов гитлеровцев и процедур по изъятию крови для немецких солдат. 23 сентября 1942 года оставшиеся 53 воспитанника  вместе с воспитательницей Полиной Грохольской были вывезены в лесной массив на окраине д. Леплевка и расстреляны.

Вместе с заведующей юридической консультации «Линия права» Аксютик Ольгой Васильевной и адвокатом юридической консультации Дворак Зоей Михайловной 18 марта 2022 года мы возложили цветы к памятнику «Протест», установленному в 1987 году на месте существовавшего на этом месте с 1952 года обелиска памяти 53-м расстрелянным в 1942 году детям.

В этом районе есть еще один памятник… Установленный в 2005 году на самом месте расстрела воспитанников Домачевского дома интерната и их 20-летней воспитательницы Полины Грохольской. Он находится в нескольких километрах от трассы, в направлении станции Дубица, в полутора километрах от деревни Леплево, в сосновом лесу, в 800 метрах от реки Западный Буг. На гранитной плите лежат детские игрушки и цветы. На гранитной плите выбиты имена 30 детей. Самой младшей из жертв Лиде Зуйковой исполнилось 2 года, она погибла вместе с сестрой. Имена еще 23 детей не установлены.

Координаты братской могилы детей 51.781717, 23.640746.

События страшного  сентябрьского вечера 1942 г. сохранились в воспоминаниях выжившей воспитанницы детского дома Таисии Шахметовой, в книге Владимира Павлова «Дети лихолетья», в памяти очевидцев-жителей поселка. Они описаны в акте об уничтожении детей Домачевского детского дома, который составлен после освобождения д. Домачево на основании показаний свидетелей. Этот документ изучался во время Нюрбергского процесса, когда перед судом предстали нацистские преступники, запятнавшие себя невинной детской кровью.

Вот как это было. В сентябре 1942 года оккупационные власти запретили детям выходить за забор. Дети были вечером 23 сентября во дворе, вытряхивали из матрасов старую солому и застилали новую. Во двор Домачевского детского дома приехал пятнистый зеленый грузовик с вооруженными немцами. Старший группы, немецкий офицер Макс, сказал, что голодающих ребятишек перевозят в Брест. «Грузите детей» приказал немецкий офицер. 55 детей и воспитательница Полина Грохольская сели в кузов автомобиля (двоим детям удалось убежать из машины), но до Бреста грузовик не доехал. Жители деревни Леплевка видели его в лесу в полутора километрах  от села, слышали детские крики и звуки выстрелов. Грузовик вернулся в Домачево ближе к ночи. В кузове лежала только детская одежда.

Одной из свидетельниц расстрела стала Матрена Якимчук. В тот день она копала картошку в поле недалеко от места трагедии. Женщина услышала звук приближающегося грузовика и легла в борозду между кустами. Матрена Ивановна заметила, что в кузове автомобиля везли детей и воспитательницу. Автомобиль скрылся за холмом, а потом остановился возле ямы, где раньше был дзот.

— Слышу, немец скомандовал детям слезть, а потом громко закричал. Дети заплакали. А потом стрелять начали. Долго. Кричали дети страшно. И голос слышала женский, страшный. «Изверги, что же вы делаете? Это же дети!» Полин голос только раз слышала. А то только визг такой детский. После первой очереди голосов стало меньше. Три очереди слышала, но ничего не видела. Это немножко за горкой, — цитирует Матрену Якимчук автор книги «Дети лихолетья».

Ежегодно в памятную дату учениками и преподавателями Домачевской средней школы проводится митинг-реквием на месте убийства детей и воспитательницы, священником совершается поминальный молебен, под стук метронома зачитываются имена расстрелянных детей,  к монументу возлагаются цветы, а в небо выпускаются белые шары, как символ чистоты безвинно загубленных детских душ. Монумент «Протест»-это призыв к нам, взрослым: больше не допустить войны на нашей земле, не допустить гибели детей, чье предназначение на планете нести радость, тепло и свет.

О. Мишук, адвокат юридической консультации «Линия права»
член совета Брестской областной коллегии адвокатов

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть