С Филановским Евгением Давидовичем мы не просто работали в одном коллективе юридической консультации города Барановичи, мы работали в одном кабинете на протяжении 17 лет – с июля 1978 года по июнь 1995 года, пока Евгений Давидович не ушел, как принято говорить, «на заслуженный отдых». Жизненные обстоятельства у Евгения Давидовича сложились таким образом, что он вынужденно менял место жительства, уезжал в г. Минск, где жила семья сына.

Я отчетливо помню тот день, когда утром, по дороге из суда в консультацию, на центральной улице Советской в городе Барановичи встретила Евгения Давидовича, и он со слезами сообщил о смерти своей супруги. Мы обнялись и плакали оба. Я понимала, что Евгений Давидович, которому 70 лет, инвалид, потерявший супругу, опору в жизни во всех смыслах, скорбит и о ее смерти, и осознает предстоящие перемены.

Конечно, он мог бы продолжать работать. Его умственные способности, опыт позволяли ему и в 70 лет оставаться профессионалом.

Он был адвокатом, ответственно относящимся к работе, тщательно готовившимся к делам, активно участвовавшим в судебном разбирательстве, постоянно повышавшим свою квалификацию. Не только характеристики из его личного дела свидетельствуют об этом, это мог сказать каждый, кто знал Евгения Давидовича. Живое общение с ним, обсуждение позиции по делу, его совет давали много пользы не только молодым адвокатам, таким, как тогда была я, но и коллегам, имеющим значительный стаж работы в адвокатуре.

Читаю протокол одного из заседаний президиума областной коллегии адвокатов. В своем выступлении известный тогда адвокат Каменецкий Марк Аронович говорит о Филановском, как об адвокате, который всегда произносит  аргументированные защитительные речи по уголовным делам, которого во время выступлений судьи внимательно слушают и часто соглашаются с его доводами. Отмечается, что адвокат Филановский Е.Д. тщательно готовится к делам, избирает правильную позицию защиты, повышает свою квалификацию не только путем изучения законов и подзаконных актов, но и правоприменительной практики. «Любознателен, не страдает зазнайством»,- подчеркивает докладчик.

Действительно, Евгений Давидович никогда не демонстрировал свое превосходство над другими адвокатами, хотя то, что превосходил многих в знаниях по всем отраслям права, было очевидно. Он не кичился знаниями, старался очень деликатно указать на пробелы, недочеты коллег, умело «давал подсказку».

Между тем, знания в области права он получил фундаментальные. В 1950 году окончил полный курс юридического факультета Московского ордена Ленина государственного университета имени М.В. Ломоносова, и ему была присвоена квалификация научного работника в области юридических наук, преподавателя вуза.

Министерством юстиции Союза ССР Евгений Давидович был направлен в Барановичскую областную коллегию адвокатов, где вначале был принят стажером адвоката, затем некоторое время, до мая 1952 года, работал адвокатом в деревне Новая Мышь. В связи с поступлением на заочное отделение Барановичского учительского института он был переведен на работу адвокатом в юридическую консультацию города Барановичи с возложением обязанности обслуживания Новомышской юридической консультации.

А до этого была Великая Отечественная война, в которой Филановский Евгений Давидович принял непосредственное участие, был в действующей армии, воевал в составе 1-го Прибалтийского фронта.

Восемнадцатилетним юношей в 1943 году он был призван в Красную Армию. Как он пишет в своей автобиографии, вначале проходил обучение военному делу в учебном батальоне запасного полка, затем был направлен на 1-й Прибалтийский фронт. В 1943-1944 годах участвовал в боях в составе расчета противотанкового ружья, которое предназначалось для выведения из строя бронетехники противника, затем в качестве пулеметчика и разведчика. За годы военных действий он дослужился до командира отделения взвода пешей разведки. Трижды был ранен: в боях под Витебском, Полоцком и Шяуляем.

В августе 1944 года Филановский Евгений Давидович был награжден Орденом Славы III-й степени за личное мужество и отвагу, проявленные в боях при форсировании Западной Двины. Орденом Славы, как известно, награждались самые смелые и отчаянные солдаты, которые пренебрегая опасностью, личным примером содействовали успеху общей битвы. Сегодня по документальным кадрам военной хроники можно представить, что происходило при форсировании Западной Двины. Солдаты бросались в реку на плотах, бревнах, досках, плащ-палатках, набитых сеном и соломой. А немцы с противоположного берега обрушивали на них ураганный огонь из артиллерии, минометов и всех видов стрелкового оружия. От взрывов вздымались огромные столбы воды, зачастую вместе с плотами и солдатами. Рядом, на глазах гибли и тонули твои недавние товарищи. Сложно в такой ситуации не дрогнуть, не повернуть обратно, а стремиться доплыть до другого берега, чтобы тут же вступить в кровавый бой с противником. Да еще тогда, когда тебе всего девятнадцать, когда так хочется жить!

В сентябре 1944 года за мужество и доблесть, проявленные при проведении разведывательной операции Филановский Евгений Давидович удостоен Ордена Красной Звезды. За участие в Великой Отечественной войне он также  был награжден медалью «За победу над Германией».

Последнее тяжелое ранение в голову (глаз) и руку повлекло признание непригодным к дальнейшему несению службы. В январе 1945 года Филановский Е.Д. был демобилизован, признан инвалидом Великой Отечественной войны.

Несмотря на инвалидность, будучи целеустремленным и пытливым по натуре, он, в двадцатилетнем возрасте закончив победную войну, поступает на учебу в Московский государственный университет.

Тяга к познанию нового, как мне кажется, у него была постоянной. Он всегда стремился к самосовершенствованию, и не только в области юриспруденции. Евгений Давидович имел широкий кругозор. Он цитировал наизусть русских и английских поэтов-классиков, рассказывал восточные притчи. Он был душой компании, когда случалось собираться вместе в адвокатском кругу. Мы с удовольствием слушали его, внимали каждому его слову.

Лично я обязана Евгению Давидовичу многим: он научил меня искать подход к людям, терпению, такту, сочувствию, готовности слушать и слышать, анализировать конкретную жизненную ситуацию, искать выход из нее, стремиться правильно подбирать  правовые нормы. Я перенимала у него опыт по составлению деловых бумаг. Какие они были у Евгения Давидовича  лаконичные по объему и очень емкие по смыслу! Это Евгений Давидович «приучил» меня к гражданским делам, за что я ему тоже благодарна.

Д.Д. Сморщек, адвокат юридической консультации
Барановичского района и города Барановичи

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть