31 марта 2022 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131).

Данным нормативным правовым актом с 1 мая 2022 г. введен новый сбор – сбор за размещение (распространение) рекламы.

В настоящей статье рассмотрим некоторые основные вопросы, возникающие в связи с исчислением и уплатой рекламного сбора.

  1. Кто является плательщиком рекламного сбора?

Плательщиками сбора являются рекламодатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями (ч. 1 подп. 2.1 Указа № 131). Соответственно, для правильного исчисления и уплаты сбора необходимо первоначально определиться, кто является рекламодателем.

Определение рекламодателя содержится в абз. 13 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

Следовательно, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель признаются плательщиком сбора, если:

  • рекламируется их деятельность или товары;
  • они определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
  • они предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси.

Несмотря на то, что граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут выступать рекламодателями в соответствии с требованиями Закона о рекламе, однако, они исключены из категории плательщиков сбора. Поэтому ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, и так называемые «самозанятые» граждане, имеют право размещать (распространять) рекламу на территории Республики Беларусь без уплаты рекламного сбора.

 Какие категории субъектов хозяйствования не являются плательщиками рекламного сбора?

Две категории субъектов хозяйствования исключены из плательщиков сбора:

2.1. Организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

Численность работников (инвалидов) организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется в порядке, установленном в ч. 2 подп. 1.16 ст.118 Налогового кодекса Республики Беларусь.

2.2. Исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД

  1. Что является объектом уплаты рекламного сбора?

Размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (подп. 2.3 пункта 2 Указа № 131).

Разъяснение особенностей исчисления и уплаты сбора осуществляет Министерство торговли и антимонопольного регулирования Республики Беларусь (МАРТ), а также Министерство информации Республики Беларусь (Мининформ).

МАРТ и Мининформ были даны разъяснения относительно определения территории Республики Беларусь для целей исчисления и уплаты сбора.

Так, согласно разъяснений МАРТ применительно к сети Интернет размещением (распространением) рекламы на территории Республики Беларусь, являющимся объектом обложения сбором, признается ее размещение (распространение):

  • в национальном сегменте сети Интернет;
  • вне (за пределами) национального сегмента сети Интернет (в том числе в социальных сетях, мессенджерах и пр.), если реклама направлена на пользователей (потребителей рекламы), находящихся на территории Республики Беларусь (далее – белорусские потребители рекламы).

Реклама считается направленной на пользователей (потребителей рекламы), находящихся за пределами Республики Беларусь (далее – иностранные потребители рекламы), и ее размещение (распространение) в сети Интернет не является объектом обложения сбором, если:

  • в договорах о размещении (распространении) рекламы отражается, что такая реклама направлена исключительно на иностранных потребителей рекламы или не направлена на белорусских потребителей рекламы;
  • реклама не доступна для просмотра белорусскими потребителями рекламы или из ее содержания следует, что она предназначена исключительно для иностранных потребителей рекламы.

В противном случае интернет-реклама считается направленной на белорусских потребителей рекламы и ее размещение (распространение) в сети Интернет является объектом обложения сбором.

  1. Какая реклама не является объектом для исчисления рекламного сбора?

Согласно подп. 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы:

  • Социальной. Определение социальной рекламы, освобождаемой от рекламного сбора, содержится в ст. 2 Закона о рекламе.
  • Мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы.
  • Размещаемой на досках объявлений. Согласно разъяснений МАРТ, в общепринятом понимании досками объявлений являются средства, используемые для размещения различной информации (объявлений, рекламных листовок и т.п.) на бумажных носителях, как правило, небольшого размера (чаще всего не более формата А5) и расположенные около входной группы в капитальное строение (здание, сооружение) (например, возле входных дверей подъездов в многоквартирные жилые дома, на остановочных пунктах, на отдельно стоящих стендах и т.п.).
  • Размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях). На этом основании, например, реклама, размещаемая в лифтах, любая реклама, размещаемая (распространяемая) внутри торговых центров, не является объектом обложения сбором.
  • На официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также в средствах массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации.
  • Оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта.
  • Предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:
  • деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;
  • деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

Размещение (распространение) рекламы иностранных рекламодателей на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на основании договоров о размещении (распространении) рекламы, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами.

Следовательно, с 1 мая 2022 года все иностранные рекламодатели имеют право размещать (распространять) рекламу в  Республике Беларусь только путем заключения договора с рекламным агентством. В данном случае, фактически рекламное агентство обязано производить исчисление и уплату рекламного сбора от размещения (распространения) рекламы иностранного рекламодателя на территории Республики Беларусь.

 Какой установлен размер сбора и как производится его исчисление и уплата?

В соответствии с подп. 2.6 пункта 2 Указа № 131, ставка рекламного сбора устанавливается в размере:

  • 10% от стоимости оказанных услуг без НДС – при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах (ТС), в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования;
  • 20% от стоимости оказанных услуг без НДС – при размещении (распространении) рекламы в иных случаях, в том числе в сети Интернет.

При этом базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных рекламодателям услуг по размещению рекламы (без НДС).

Рекламный сбор исчисляется в белорусских рублях, по формуле:

Сб = Б 1 х 10% + Б 2 х 20%,

где:

  • Б1 — стоимость (без НДС) оказанных рекламодателю услуг по размещению наружной рекламы, размещению (распространению) рекламы на ТС, в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования;
  • Б2 — стоимость (без НДС) оказанных рекламодателю услуг по размещению (распространении) рекламы в иных случаях, в том числе в сети Интернет.

Отчетным периодом сбора за размещение (распространение) является календарный квартал (подпункт 2.7 пункта 2 Указа № 131).

Сроки представления расчета по сбору и уплаты в бюджет установлены в подпункте 2.9 пункта 2 Указа № 131:

  • плательщики сбора при наличии объекта обложения сбором представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • перечисление в республиканский бюджет сбора производится плательщиками сбора не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • перечисление в республиканский бюджет сбора осуществляется плательщиками сбора с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц;
  • плательщики сбора в случае неуплаты, неполной уплаты сбора в установленный срок уплачивают пени;
  • пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего периода неисполнения обязательства по уплате сбора начиная со дня, следующего за установленным сроком его уплаты.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм сбора с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения обязательства по уплате сбора.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм сбора независимо от применения других способов обеспечения исполнения обязательства по уплате сбора, а также иных мер ответственности за нарушение норм Указа № 131.

Таким образом, расчет по сбору представляется и сбор уплачивается за 2 квартал 2022 года по срокам не позднее соответственно 20 июля 2022 года и 22 июля 2022 года.

А.П. Теребей, адвокат юридической консультации
Московского района г. Бреста

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть