Создание благоприятного инвестиционного климата в стране является необходимым условием для привлечения иностранных инвестиций.
Наиболее весомый вклад в формирование благоприятного инвестиционного климата призваны внести гарантии прав инвесторов, установленные ст. 11, 12 Закона «Об инвестициях» от 12 июля 2013 года № 53-З (далее – Закон об инвестициях).
В соотвествии с Законом об инвестициях иностранным инвесторам гарантируется перевод компенсации и иных денежных средств после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:
денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.
Ст. 11 Закона об инвестициях, гарантирующая иностранным инвесторам перевод компенсации и иных денежных средств, в сравнении с ранее предоставленными на основе Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 37-З иностранным инвесторам правами содержит дополнительную гарантию перевода за пределы Республики Беларусь после соответствующей налоговой очистки не только полученной иностранным инвестором прибыли, но и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора.
Речь идет о том, что резиденты Республики Беларусь могут осуществлять такой перевод за пределы Республики Беларусь в соответствии с законодательством, а именно, после так называемой налоговой очистки и при соблюдении условий валютного законодательства. Перевод прибыли нерезидентов, т.е. иностранных инвесторов, может быть ограничен в случаях принятия судебного решения, например, если организация, созданная инвесторами, является должником, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда, и на счета этой организации наложен арест.
По мнению Конституционного Суда, анализ норм ст. 11 Закона об инвестициях свидетельствует о том, что законодатель установил правовое регулирование указанных общественных отношений с учетом положений статьи 44 Конституции, согласно которым государство гарантирует каждому право собственности; неприкосновенность собственности охраняется законом; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Ст. 12 Закона об инвестициях гарантирует защиту от национализации на основании закона о порядке и условиях национализации инвестиционного имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также защиту от реквизиции (временного изъятия) в случае стихийных бедствий, беспорядков и пр. В обоих случаях – с обязательной выплатой компенсации национализируемого (реквизируемого) имущества. Ст. 12 Закона об инвестициях также устанавливает гарантию возмещения компенсации от национализации, реквизиции имущества, не только являющегося инвестициями, но и образуемого в результате осуществления инвестиций. Как отмечено ранее, ст. 11 Закона об инвестициях, как и нормы ранее действовавшего Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, содержит гарантию иностранному инвестору в части беспрепятственного перевода этой компенсации за границу.
Однако Законом об инвестициях предусмотрено, что реквизиция всё же возможна. Таким случаями могут быть: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой инвестору компенсации стоимости реквизированного имущества.
В Закон об инвестициях не перешла норма ст. 12 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь о порядке определения размера такой компенсации. Более того, Закон об инвестициях содержит лишь отсылочную норму к закону о порядке и условиях национализации такого имущества, принятому в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ч. 3 ст. 12 Закона об инвестициях). Такую неопределенность, несомненно, нельзя отнести к достоинствам Закона об инвестициях, в первую очередь, в области повышения инвестиционной привлекательности.
Кроме того, в Закон об инвестициях не перешли также гарантии от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.
Необходимо позитивно оценить ст. 13 Закона об инвестициях, регулирующую порядок разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь. Это соответствует международной инвестиционной практике.
Закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования подобных споров. Споры между инвестором и Республикой Беларусь, не урегулированные в досудебном порядке путем проведения переговоров в течение трех месяцев со дня получения письменного предложения об их урегулировании, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Таким образом, Закон об инвестициях исходит из трехмесячного срока досудебного урегулирования любого возникшего инвестиционного спора.
Инвестору предоставлено право выбора уполномоченного органа по разрешению инвестиционных споров, если споры не подведомственны исключительно суду Республики Беларусь: в арбитражном суде adhoc, учреждаемом согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (принят 15.12.1976), если стороны спора не согласятся на иное, либо в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), если инвестор является гражданином или юридическим лицом государства – участника Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965 года).
Вопрос рассмотрения иска к государству – один из сложнейших вопросов в международной практике. В настоящий момент основное число стран охвачено либо многосторонними, либо двусторонними обязательствами по предоставлению прав иностранным инвесторам на обращение в международные судебные органы, в том числе в МЦУИС. Таким образом, нормы Закона об инвестициях максимально приближены к мировым стандартам судебной защиты инвесторов.
В заключение отметим, что защита инвестиций – это определенные действующим законодательством юридические, технические, организационные и финансовые действия, позволяющие инвестору наиболее эффективным способом защитить собственные капиталовложения.
М.Н. Кравченко, адвокат адвокатского бюро «Грань права»