В настоящее время в период реализации мероприятий по профилактике COVID-19 предпринимаются меры для снижения административной нагрузки на юридические лица и граждан страны (в том числе индивидуальных предпринимателей) путем принятия следующих правовых актов.
Важно знать, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2020 года № 442 «О продлении срока действия документов» — на полгода продлевается срок действия справок, выданных юридическим и физическим лицам.
Возможно, данные меры в период сложной эпидемической обстановки позволят сократить количество посещений государственных органов для оформления необходимых документов, а для граждан – будут полезны при обращении в суды и иные организации, где требуется предоставление справок с ограниченным сроком действия.
В частности, Указом установлено следующее:
- срок действия справок и других документов, выданных заинтересованным лицам, в том числе, при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 года по 10 мая 2021 года;
- выдача справок и других документов по заявлениям заинтересованных лиц, поданным в государственные органы и иные организации до вступления в силу настоящего Указа, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Указа.
Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 10 ноября 2020 года, а перечень документов и иных решений, срок действия которых продлевается на шесть месяцев, определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 687 от 02.12.2020 года «О документах, срок действия по которым продлевается».
В данном Постановлении приведен перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на шесть месяцев, если срок их действия истек (истекает) с 10 ноября 2020 года по 10 мая 2021 года включительно.
В частности, в перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, включены:
- принятие решения о направлении граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу;
- принятие решения о предоставлении одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;
- выдача справки о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- выдача справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
- выдача справки о месте жительства и составе семьи;
- выдача справки о месте жительства;
- включение в списки на получение льготных кредитов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства (работы, службы) и желающих улучшить свои жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений;
- выдача копии лицевого счета;
- выдача медицинской справки о состоянии здоровья;
- принятие решения о даче согласия на залог жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние либо принадлежащего несовершеннолетним.
Всего в данном перечне 190 процедур.
Необходимо отметить, что продление срока действия справок, других документов и решений не препятствует обращению граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в уполномоченные органы за осуществлением административной процедуры, для выдачи документов и принятия иных решений в установленном порядке.
Указанное постановление также распространяет свое действие на отношения, возникшие с 10 ноября 2020 года.
Е.С. Третьякова-Ружанская, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально