На сегодняшний день еще много тайн скрывает период одной из самых мучительных и кровавых войн в истории советского государства — Великой Отечественной войны, в том числе, и о деятельности в эти годы сотрудников НКВД.

Адвокат и заведующий Дывинской юридической консультацией Брестской областной коллегии адвокатов Могилевский Марк Исаакович в прошлом являлся одним из представителей советских «рыцарей плаща и кинжала».

Родился Марк Исаакович 24 апреля 1905 году в г. Умань Киевской области в семье евреев-мещан. Его детство пришлось на сложное время, когда власть на украинской земле даже в течение одного дня могла переходить от представителей добровольческой армии к отрядам «красной» гвардии, а от них к «зеленым», петлюровцам, махновцам и другим бандитам, и сложно было понять, кто — свой, а кто — чужой. Он пережил несколько еврейских погромов весной и летом 1919 года, когда всей семье приходилось скрываться по несколько дней в погребе, боясь расправы и дрожа от каждого случайного шороха.

В период политической неразберихи ему удалось закончить пять классов реального училища, а после завершения гражданской войны — экстерном курс средней школы.

В ноябре 1925 года Марк Исаакович добровольцем поступил на службу в Красную Армию. В качестве кадрового военного он служил в воинских частях Одесского и Киевского военных округов, получив звание младшего командира к моменту своего перевода в сентябре 1934 года на должность судебного секретаря и старшего информатора в военный трибунал г. Киева войск НКВД СССР.

До войны М.И. Могилевский закончил курсы иностранных языков, в совершенстве владел польским и немецким языками. В 1934-1940 годах по особой программе прошел курс юридического минимума для работников военных трибуналов. Ему присваивались звания младшего военного юриста — в 1936 году, военного юриста — в 1939 году, военного юриста третьего ранга — в 1941 году.

Великая Отечественная война многое изменила в жизни Могилевского М.И., стала испытанием на прочность, на верность идеалам, воспитанным советской идеологией.

В условиях военного времени на военные трибуналы, как органы судебной власти, возлагалась функция поддержания правопорядка и законности, что было мощным фактором сохранения действовавших в довоенный период общественных отношений. С первых дней войны дела в военных трибуналах рассматривались постоянным составом, без участия народных заседателей.

Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельных бригадах) и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах Главсевморпути и др.

Могилевский М.И. служил сначала в военном трибунале войск НКВД Юго-Западного, а затем — Сталинградского фронтов.

Он участвовал в рассмотрении дел о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, в частности, об измене Родине, совершенной военнослужащими, контрреволюционной пропаганде и агитации, дезертирстве, распространении ложных слухов, возбуждающих тревогу, о пособничестве немецко-фашистским оккупантам и других.

Судьи, работники военных трибуналов своим ежедневным, подчас героическим трудом  в условиях голода, холода и бомбежек, а также крайней недостаточности материально-технических ресурсов для обеспечения профессиональной деятельности  исполняли  свои должностные обязанности с полной самоотдачей.

Могилевский М.И., как секретарь, отвечал за делопроизводство, которое четко регламентировалось. Однако, помимо общего умения организовать работу, секретари обязаны были участвовать в политико-массовой работе среди красноармейцев.

Личных воспоминаний Могилевского М.И. о службе не сохранилось.

Из  опубликованных  сведений других лиц,  занимавших аналогичные должности,  известно, что, например, по делам, где была применена высшая мера наказания, секретарю судебного заседания было необходимо немедленно после вынесения и оглашения приговора, кроме выполнения основной работы по оформлению дела, обеспечить печатание на машинке протокола судебного следствия и судебного заседания. Дело должно было быть закончено делопроизводством не позднее, чем через шесть часов после оглашения приговора.

Секретари военных трибуналов должны были обладать большой работоспособностью и мобильностью, чтобы качественно и в срок выполнять свои профессиональные обязанности и соответствовать всем предъявляемым требованиям.

Участвуя в судебном рассмотрении дел, секретарь не имел прямого отношения к вынесению приговоров, но, конечно же, невозможно было не пропускать через себя судьбы людей, которые проходили через жернова судебной власти. Думается, что Могилевский Марк Исаакович мог бы поведать многое, что заставило бы поразмышлять о неисповедимости жизненных путей человеческих.

В своей автобиографии М.И. Могилевский указывал, что имеет правительственные награды: ордена Красного Знамени и  Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Такие награды получали только истинные герои за особые мужество, отвагу и храбрость, проявленные при  исполнении воинского долга в боевой обстановке, с явной опасностью для жизни.

При подготовке настоящей статьи не удалось получить иных, кроме  автобиографических, сведений об участии Могилевского М.И в Великой Отечественной войне. Отсутствие сведений о нем в областном военном комиссариате, в ветеранской организации Брестской пограничной группы, в других открытых для всеобщего доступа источниках можно объяснить только нахождением информации в засекреченных до сих пор архивных фондах.

Согласно автобиографическим данным с 1943 по 1946 г.г. М.И. Могилевский служил в должностях следователя и временно исполняющего обязанности начальника следственной части погранвойск, затем – инспектора Брестской таможни. 15 января 1947 года принят в члены Брестской областной коллегии адвокатов с местом работы в Дывинской юридической консультации, где проработал до сентября 1948 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Из личного дела адвоката, его переписки с президиумом Брестской областной коллегии адвокатов, Брестским областным управлением Министерства юстиции БССР усматривается, что он гордился тем, что защищал честь, свободу и независимость Родины, своим ратным трудом обеспечивал Победу над врагом. Документальное же подтверждение личного вклада Могилевского М.И. в приближение победной весны 1945 года до сих пор под грифом «Совершенно секретно».

Бричикова М.Н., адвокат юридической
консультации Ивацевичского района

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть