Акты гражданского состояния в гражданском законодательстве Республики Беларусь – это основные события в жизни гражданина, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Согласно статьи 43 Гражданского кодекса Республики Беларусь к актам гражданского состояния относятся рождение, заключение брака, установление материнства и (или) отцовства, усыновление (удочерение), смерть, перемена фамилии, собственного имени, отчества, расторжение брака в случаях, предусмотренных законодательством о браке и семье.

Акты гражданского состояния подлежат обязательной государственной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, к которым относятся отделы записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов, Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы, консульские учреждения, дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.

Записи, внесенные в актовые книги, не носят необратимый характер. При наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами допустимо их изменение, дополнение, исправление, которые производятся органом, регистрирующим акты гражданского состояния (далее – органы загса).

Органы записи актов гражданского состояния могут также аннулировать запись акта гражданского состояния, то есть прекратить  действие совершенной ранее записи акта гражданского состояния  или восстановить ту или иную запись акта гражданского состояния, то есть точно и достоверно воспроизвести запись в первоначальном виде. Аннулирование первичной  и восстановление записи актов гражданского состояния производится  органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту хранения записи акта гражданского состояния на основании решения суда.

Порядок регистрации актов гражданского состояния, порядок изменения, дополнения, исправления записей актов гражданского состояния определяются законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время данные вопросы нашли свое разрешение в соответствующих статьях Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС), Положении о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.12.2005 года №1454 (далее — Положение), а также в других нормативно-правовых актах.

Согласно части 1 статьи 225  КоБС  исправление ошибок и внесение изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ в совершении указанных действий может быть обжалован в суд.

Согласно  части 2 статьи 225 КоБС при наличии спора между заинтересованными лицами вопросы внесения  изменений, дополнений в  записи актов гражданского состояния и их исправления решаются в судебном порядке.

Согласно  части 1 статьи 226  КоБС заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений  в записи актов гражданского состояния подается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя или по месту нахождения записи акта гражданского состояния и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительной проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций Республики Беларусь – в срок до трех месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Согласно  части 2 статьи 226  КоБС,  если для рассмотрения заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений  в записи актов гражданского состояния органом, регистрирующим акты гражданского состояния, необходимо получение сведений и (или) документов от компетентных органов других государств, то соответствующие запросы направляются органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в трехдневный срок со дня подачи заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть рассмотрено органом, регистрирующим акты гражданского состояния в срок, не превышающий одного месяца со дня получения всех необходимых сведений и (или) документов от компетентных органов других государств.

Внесение изменений, дополнений, исправлений  в записи актов гражданского состояния производится органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту нахождения записи акта гражданского состояния. (ч. 3 ст.226 КоБС).

Подробные правила изменений, дополнений, исправлений записей актов гражданского состояния определены нормами раздела 111 вышеуказанного Положения. Порядок внесение изменений, дополнений, исправлений  в записи актов гражданского состояния  регулируется главой 10 Положения, п.5.10 главы 5 Перечня административных процедур, осуществляемых  государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года №200.

Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов производится на основании заключения отдела загса в случаях, если:
в записи акта указано двойное собственное имя или двойное отчество;
в записи акта не указаны фамилия, собственное имя, отчество или национальность родителей;
в записи акта указаны неправильные сведения;
при регистрации рождения ребенку было присвоено собственное имя без учета пожелания родителей;
ребенок фактически носит собственное имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, когда это вызывается интересами ребенка;
в записи акта о рождении было указано неполное собственное имя ребенка (уменьшительное, ласкательное, сокращенное);
необходимо исправление фамилии, собственного имени и отчества в связи с изменением, коррекцией половой принадлежности;
в момент регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки (искажения, пропуск сведений или отдельных слов).

Отдел загса запрашивает копию записи акта, подлежащей изменению, дополнению, исправлению, а также копии записей актов, копии (выписки) записей из метрических книг, подтверждающих наличие (отсутствие) оснований для внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта.

На основании представленных заявителем документов и поступивших по запросам отдела загса из государственных органов, других организаций, отдел загса составляет заключение о внесении либо об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов. Заключение органа загса о внесении изменений, исправлений, дополнений в записи актов подлежит обязательному исполнению органом загса по месту хранения записи акта.

При составлении заключения об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов заявителю разъясняется порядок обжалования отказа.

Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов производится   без вынесения заключения отдела загса:
при изменении фамилии, собственного имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного;
при изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка в случаях, предусмотренных Кодексом (КоБС);
при регистрации установления материнства и (или) отцовства;
при поступлении заявления матери, не состоящей в браке (в случае ее смерти — по заявлению совершеннолетнего ребенка), о внесении в запись акта о рождении ребенка сведений об отце ребенка;
в случае отмены решения суда об установлении материнства и (или) отцовства;
при отмене усыновления;
в связи с решением суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка;
при перемене фамилии, собственного имени и отчества;
при изменении фамилии и отчества детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в связи с переменой фамилии родителей и собственного имени отца;
при установлении в судебном порядке неправильностей в записях актов;
при изменении фамилии матери в записи акта о рождении, усыновлении, установлении отцовства в отношении ее ребенка, ввиду того что фамилия матери изменена в связи с заключением брака, расторжением брака, признанием брака недействительным;
при поступлении заявления супругов (одного из них) об изменении фамилии, избранной при заключении брака, в соответствии с частью пятой статьи 21 Кодекса (КоБС);
при изменении, установлении причины смерти.

Основаниями для внесения изменений, дополнений, исправлений при изменении фамилии, собственного имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного (ч.1 п.п.85.2 Положения) являются:
запись акта об усыновлении;
решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка;
запись акта об установлении материнства и (или) отцовства;
решение суда об установлении неправильностей в записи акта гражданского состояния;
решение суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об усыновлении, а также о признании брака недействительным;
запись акта о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
заявление матери, не состоящей в браке, а в случае ее смерти — заявление совершеннолетнего ребенка о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка;
решение суда, запись акта (свидетельство) о расторжении брака, запись акта (свидетельство) о заключении брака — в случае, предусмотренном в абзаце двенадцатом части первой настоящего пункта (п. 85 Положения), решение суда о признании брака недействительным;
заявление супругов (одного из них) об изменении фамилии, избранной при заключении брака, в органах загса, указанных в частях первой и второй статьи 194 Кодекса (КоБС), на фамилию другого супруга, двойную фамилию, состоящую из добрачных фамилий;
врачебное свидетельство о смерти (мертворождении).

Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов возможно также и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Рассмотрение заявлений о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса Республики Беларусь, производится органом загса по месту хранения соответствующей записи акта по обращению загранучреждения.

Рассмотрение заявлений о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса Республики Беларусь, производится в порядке, установленном законодательством.

После внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта заявителю выдаются новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния либо справка, содержащая сведения из записи акта  гражданского состояния, или  данные свидетельство или справка пересылаются в отдел хзагса по месту жительства заявителя для вручения.

Внесение изменений, дополнений, исправлений  в записи актов гражданского состояния  облагается государственной пошлиной в размере 1  базовой величины согласно приложения 20 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь (Особенная часть).

Таким образом, если нуждающаяся в изменении запись  акта гражданского состояния находится в другом органе загса, орган загса, принявший решение, истребует копию этой записи для  проверки необходимости внесения в нее исправлений.

На основании представленных документов и результатов проверки орган загса, принявший решение, составляет заключение о внесении изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния или об отказе в этом.

Заключение о внесении изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния может быть обжаловано гражданином в суд по месту жительства заявителя. Жалоба рассматривается судом по правилам ст.ст.348-350 Гражданского процессуального кодекса  Республики Беларусь (далее – ГПК), то есть в порядке производства по делам, возникающих из административно-правовых отношений.

В жалобе должно быть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается ее неправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинам было отказано в исправлении или изменении записи. К жалобе должны быть приложены копия соответствующей записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе в изменении или исправлении записи и другие необходимые по делу доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного требования. Жалоба оплачивается  государственной пошлиной по ставкам, установленным в приложении 13 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в размере 1 базовой величины.

Если судом при рассмотрении жалобы будет установлена неправильность записи акта гражданского состояния, то решение суда служит основанием для исправления такой записи органами загса. Суд выносит мотивированное решение, в котором указывает, в какую запись и какие конкретно изменения или исправления необходимо внести.

При отсутствии записи акта гражданского состояния заявителю разъясняется необходимость и порядок восстановления утраченной записи, после чего в нее могут быть внесены изменения.

Дела об установлении неправильности записей актов гражданского состояния  нельзя отождествлять или смешивать с делами об установлении факта регистрации рождения, усыновления, заключения брака, расторжения брака, смерти, установления материнства и (или) отцовства. ( ч.1 ст.361 ГПК РБ). Суды вправе устанавливать эти факты, если в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, не сохранилась соответствующая запись, что подтверждается извещением об отсутствии записи акта гражданского состояния, выданным архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния, а именно, извещением областного (Минского городского) архива органов загса, на территории которого была произведена регистрация акта гражданского состояния об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния.

Главное отличие состоит в том, что в делах об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе имеются ошибки или неточности.

Боричевская Р.С., адвокат юридической
консультации Ленинского района города Бреста

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть