Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Закон).

В соответствии со статьей 5 Закона участниками отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг являются потребитель, уполномоченное лицо, организация собственников, исполнитель, общественные объединения потребителей, государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией.

Права потребителя жилищно-коммунальных услуг закреплены в статье 6 Закона и включают: просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг; информацию об исполнителе, уполномоченном лице, организации собственников и оказываемых и (или) организуемых ими жилищно-коммунальных услугах; удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах; выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами; безопасность жилищно-коммунальных услуг; надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг; возмещение убытков, вреда, причиненного исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания их с недостатками, компенсацию морального вреда; общественную и государственную, включая судебную, защиту своих прав.

Статьей 20 Закона установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В случае нарушения прав потребителя исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. Возмещение убытков, вреда, причиненного потребителю по вине исполнителя, производится исполнителем в полном объеме, если иное не установлено законодательными актами.

Также Законом утвержден перечень критериев качества жилищно-коммунальных услуг, а также требования к проведению независимой экспертизы при недовольстве потребителя качеством оказанных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно статьи 13 Закона оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, иных актов законодательства и условиям договора.

В соответствии со статьей 18 Закона потребитель, которому оказаны жилищно-коммунальные услуги некачественно, может обратиться к исполнителю либо в аварийно-диспетчерскую службу.

Работник исполнителя, исполнитель — индивидуальный предприниматель должны прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором или законодательством.

Работник исполнителя, исполнитель, прибывшие на основании уведомления потребителя, устанавливают факт оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, составляют претензионный акт в двух экземплярах и при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивают устранение недостатков жилищно-коммунальной услуги.

Претензионный акт подписывается работником исполнителя, исполнителем — индивидуальным предпринимателем и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. Один экземпляр подписанного претензионного акта передается потребителю.

На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований.

В случае отказа в удовлетворении требований потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Положением о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказание жилищно-коммунальной услуги), утвержденным  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 N 99 (ред. от 27.02.2023) «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», определяется порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги.

Потребитель вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги в судебном порядке.

Недостатки, указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги, подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке.

В случае подтверждения исполнителем факта оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе требовать перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков оказанной жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для их устранения, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон, за исключением случая, когда они с согласия потребителя были устранены незамедлительно.

Кроме того, согласно статьи 20 Закона потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

А.В. Латышева, адвокат юридической консультации
Барановичского района и г. Барановичи

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть