В настоящее время Республика Беларусь представляет собой государство с опорой на общечеловеческие ценности, политику мирного сосуществования, конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами и регионами. Императивы добрососедства, экономической интеграции в обоюдных интересах отражаются в национальной системе права, в правовой политике Республики Беларусь.

Правовая политика впервые в истории суверенной Беларуси обрела самостоятельный статус, что нашло закрепление в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2023 №196.

Указанный правовой акт впервые официально закрепил понятие правовой политики, как научно обоснованной деятельности государства при участии граждан, общественных институтов по формированию и развитию всех элементов правовой системы. Причем последняя рассматривается достаточно широко, как не только правотворческая и правоприменительная деятельность, но и правосознание, правовая культура и вообще любые явления, обеспечивающие нормативность регулирования общественных отношений в соответствии с принципами унитарного демократического социального правового государства, установленными Конституцией, общепризнанными принципами международного права, иными принципами нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Таким образом, структуру правовой системы Беларуси составляют элементы: нормотворчество и его результаты; правоприменительная практика; правосознание; правовая культура; иные правовые институты, процессы и явления, обеспечивающие нормативно урегулированное развитие общественных отношений.

Субъектами формирования и реализации правовой политики являются государственные и общественные институты в рамках выполнения возложенных задач и функций, граждане в ходе своей повседневной деятельности, а также через представительные и иные органы, институты гражданского общества. Концепция   фактически определила основные полномочия данных субъектов в отношении формирования и реализации правовой политики.

Из конституционных положений о социальном государстве вытекает обязанность государства обеспечивать рост благосостояния граждан, создавать условия для улучшения их жизни, содействовать развитию их экономической активности.

В контексте правовой политики Республики Беларусь при дальнейшем совершенствовании интеграционного законодательства необходимо учесть требования о социальных нормативах и предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие последовательное повышение минимального порога благосостояния граждан и удовлетворения рациональных потребностей человека, необходимых для его физического, духовного и творческого развития, с учетом финансово-экономических возможностей государства в условиях экономической интеграции.

Для достижения обновленного конституционно-правового ориентира достойного уровня жизни, который лежит в основе социальной деятельности государства в условиях региональной интеграции, субъектам правовой действительности следует неукоснительно соблюдать основные принципы формирования и реализации правовой политики на основе эволюционного развития правовой системы с учетом современных потребностей государства, общества, граждан, не утрачивая вектор конституционного принципа взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданина.

Нельзя не отметить прогрессивность Концепции правовой политики Республики Беларусь. Она призвана придать новый импульс для формирования благоприятных правовых условий для интенсификации сотрудничества региональных интеграций – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также для более плотного взаимодействия с ШОС и БРИКС.

Т.З. Шалаева, адвокат специализированной юридической
консультации г. Бреста «Бизнес и право»

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть