27 июля 2023 года вступает в силу Закон Республики Беларусь № 199-З от 20.07.2022 года «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».

Впервые в истории суверенной Беларуси изменяется процессуальный порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам — вводится кассационная стадия судопроизводства, а также реформируется производство по пересмотру судебных решений в порядке надзора.

Кассационный пересмотр вступивших в законную силу постановлений будет осуществляться президиумами областных судом по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областных, Минского городского судов, а производство по уголовным делам в порядке надзора будет сконцентрировано в Верховном суде, а именно в судебной коллегии по уголовным делам и Президиуме Верховного Суда.

Остановимся более подробно на особенностях кассационного производства.

Нововведениями закрепляется более узкий предмет судебного разбирательства, а именно кассация будет служить дополнительной формой проверки судебных постановлений с точки зрения их законности. Это означает, что в отличие от судов первой и апелляционной инстанции в кассационной инстанции новые доказательства приниматься не будут.

Обжалование судебных решений в кассационном порядке возможно только по основаниям существенного нарушения уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона.

При этом поводом для кассационного обжалования могут служить только такие нарушения, которые повлияли на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного и соответственно на назначение судом наказания или применение иных мер уголовной ответственности, а также на разрешение гражданского иска.

Другим моментом, отличающим кассацию от действующего надзорного порядка является то, что кассационной инстанцией будет рассматриваться жалоба, подаваемая непосредственно в суд кассационной инстанции.

Новым законом сохранено право лиц, не согласных с приговором суда, вступившим в законную силу, обратиться к должностным лицам прокуратуры (прокурор области, г. Минска, Генеральный прокурор или его заместители), за которыми сохраняется право принесения протестов. Но следует отметить, что обращение должно быть выражено не кассационной жалобой, а заявлением о принесении кассационного протеста.

Круг лиц, имеющих право кассационного обжалования приговора, несколько расширен. Теперь это смогут сделать защитник и законный представитель лица, к которому применены принудительные меры безопасности и лечения.

Следует отметить, что впервые в национальном законодательстве предусмотрено исключение из компетенции суда права на принесение протеста по основаниям, которые могут повлечь ухудшение положения осужденного. В ч.4 ст.405 УПК Республики Беларусь установлено, что кассационный протест на вступившее в законную силу судебное постановление по основаниям, которые могут повлечь ухудшение положения осужденного, будут вправе принести только Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, а также прокуроры областей, города Минска в пределах своей компетенции.

За лицом, обратившимся в кассационную инстанцию, сохраняется право отозвать свою кассационную жалобу или кассационный протест. Однако, право на  отзыв жалобы может быть реализовано только до принятия решения о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а протеста — лишь до начала судебного заседания суда кассационной инстанции.

Отзыв кассационной жалобы или протеста не является препятствием для повторного обращения в суд кассационной инстанции.

Изменения в УПК Республики Беларусь не коснулись правила о возможности пересмотра судебного решения по основаниям, которые могут повлечь улучшение положения осужденного, без ограничения сроков.

Однако, пересмотр судебных решений в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания, иных мер уголовной ответственности или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора допускаются в течение одного года с момента вступления их в законную силу и лишь по кассационному протесту либо по кассационной жалобе, поданным по этим основаниям.

Лицо, обратившееся с кассационной жалобой или кассационным протестом, обязано указать, какие конкретные существенные нарушения норм уголовно-процессуального закона либо неправильное применение  уголовного закона, допущенные судом в ходе предшествующего разбирательства дела, повлияли на исход дела, с обязательным приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях.

Одно и то же уголовное дело не может повторно рассматриваться в судебном заседании одной и той же кассационной инстанции. Если уголовное дело уже рассматривалось в кассационной инстанции и имеется ее постановление по существу дела, поданная кассационная жалоба или протест возвращаются без рассмотрения. Вместе с тем, за лицами сохраняется право на обжалование судебного постановления в надзорном порядке.

Возврату без рассмотрения также подлежит кассационная жалоба, поданная в интересах лица, в отношении которого уже имеется постановление об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, независимо от того, кто автор жалобы: осужденный, его защитник или  законный представитель. Однако, наличие такого решения не является препятствием для обращения в суд кассационной инстанции иного осужденного или лиц, указанных в ч.1 и ч.2 ст.405 УК.

Кассационная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере одной базовой величины, кроме адвокатов, подающих жалобу от своего имени, инвалидов и участников Великой отечественной войны, инвалидов боевых действий на территории других государств.

Одной из новаций является требование о необходимости заблаговременного уведомления всех заинтересованных лиц, указанных в ч.1 и ч.2 ст.405 УПК, а также прокурора о месте, дате и времени рассмотрения уголовного дела. Законодательно установлен срок — не менее пяти суток. Однако, пропуск срока, если заинтересованные лица не настаивают на недостаточности срока для подготовки к судебному заседанию, не является препятствием для рассмотрения дела.

Предусмотрена также необходимость обязательного направления всем вышеуказанным лицам копий соответствующих процессуальных документов. Эти требования позволят всем заинтересованным лицам своевременно реализовать свое право на обжалование судебного решения, вступившего в законную силу.

Законом о кассационном производстве не предусматривается обязательное участие сторон в судебном заседании. Исключение составляет обязательное участие прокурора, а также лиц, явку которых суд признал обязательной.

Предусмотрена возможность участия в заседании суда кассационной инстанции осужденного, находящегося в местах лишения свободы либо ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа, непосредственно или посредством видеоконференцсвязи. Это может иметь место по инициативе суда, по ходатайству осужденного либо автора жалобы или протеста в случае, если суд кассационной инстанции сочтет это необходимым. Такое ходатайство об участии  может быть заявлено в кассационной жалобе либо не позднее трех суток со дня уведомления о дате, времени и месте судебного заседания.

Основаниями отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений по результатам рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции являются только существенные нарушения уголовно-процессуального закона и (или) неправильное применение уголовного закона, повлекшие вынесение незаконного судебного решения, а также назначение судом наказания или иной меры уголовной ответственности, не соответствующих тяжести преступления и личности виновного. Понятие существенных нарушений и перечень таких нарушений закреплены в ст.391 УПК, а случаи неправильного применения уголовного закона — в статье 392 УПК.

Ж.Н. Курисюк, заведующий юридической консультации
Каменецкого района

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть