Согласно абзаца 9 части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 07 мая 2021 года №99-3 «О защите персональных данных», информация, запрашиваемая в форме характеристики, является персональными данными, так как относится к идентифицированному физическому лицу. В соответствии с пунктом 3 ст.4 того же Закона, обработка персональных данных, к которой относится в частности и предоставление персональных данных, осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите персональных данных и иными законодательными актами.

Один из таких исключительных случаев содержится в самом Законе о защите персональных данных. Положения абзаца 8 части 1 статьи 6 упомянутого Закона разрешают обработку персональных данных без согласия субъекта при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктом 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 года №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» с изменениями, внесёнными Декретом Президента Республики Беларусь №6 от 12.10.2021 года, наниматель вправе, а при приёме на работу работника в государственные органы, иные организации, а также организации, более 50-ти процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, если иное не установлено законодательными актами, обязан запрашивать помимо иных сведений:
— характеристику с предыдущего места его работы;
— характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

В свою очередь наниматель, который получил запрос на предоставление характеристики, обязан выдать её в течение семи календарных дней со дня получения такого запроса. Данная обязанность установлена также Декретом №5 с внесёнными в него изменениями, положения которого обязывают нанимателя предоставить соответствующие данные посредством заполнения формы характеристики. Определены чёткие требования к характеристике. В ней должны будут отражаться профессиональные, деловые, моральные качества работника; сведения о соблюдении трудовой и исполнительной дисциплины, отношение к государственным и общественным институтам. Согласно нормам вышеуказанного Декрета №5, данная обязанность касается нанимателя именно с предыдущего места работы, для которого  данные обстоятельства являются исключительными, а не настоящего. В случае если работник, не прекращая трудовые отношения с настоящим нанимателем, устраивается к другому нанимателю на условиях внешнего совместительства, потенциальный наниматель должен запрашивать характеристику у последнего нанимателя, с которым у работника прекращены трудовые отношения. Наниматель с настоящего места работы не вправе предоставлять запрашиваемую информацию. Более того, за нарушение Закона о защите персональных данных виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Согласно Правил приёма лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утверждённых Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 года №23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 03.01.2023 года №2), в перечень документов, которые абитуриенты подают в приёмную комиссию учреждения высшего образования, включена характеристика.

Характеристика выдаётся учреждением общего среднего образования либо учреждением, реализующим образовательные программы профессионально-технического или среднего специального образования, для лиц, получивших общее среднее, профессионально-техническое образование или среднее специальное образование в год приёма в УВО.

Министерство образования установило порядок выдачи характеристики выпускникам учреждений образования для поступления в учреждения высшего образования (УВО). Данное решение закреплено ведомственным постановлением от 27 февраля 2023 года №58 «О выдаче характеристики».

На основании абзаца 10 части 2 пункта 11 Правил приёма лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утверждённых Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 года №23, Министерство образования Республики Беларусь постановило установить форму характеристики согласно приложению для лиц, получивших (получающих) общее среднее образование, профессионально-техническое образование или среднее специальное образование. Для получения характеристики необходимо обратиться с запросом в соответствующее учреждение образования. Его может направить:
— выпускник (обучающийся) (лицо получившее (получающее) общее среднее, профессионально-техническое или среднее специальное  образование);
— законный представитель несовершеннолетнего выпускника (обучающегося).

По инициативе выпускника (обучающегося) к запросу могут быть приложены документы, содержащие сведения, имеющие значение для отражения в характеристике.

Учреждение образования в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса выдаёт выпускнику (обучающемуся) характеристику. Основанием для её подготовки будет служить анализ результатов проведения с выпускником (обучающимся) воспитательной работы, а также дополнительные сведения, полученные от выпускника.

В установленной Минобразованием  форме характеристики помимо персональных данных выпускника, включающих фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) выпускника (обучающегося), даты рождения, в документе будут отражены сведения:
— о его личных и моральных качествах (исполнительность дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности, сформированность навыков здорового образа жизни, активность, интересы, качества лидера, ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, отношение к государственным и общественным институтам, конституционному строю и другие);
— об участии выпускника (обучающегося) в работе органов самоуправления учреждения образования, молодёжных общественных объединений, в организации и проведении общественно значимых мероприятий, акций, шефство над ветеранами войны и труда, участие в спортивных соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, выставках, конкурсах  технического и декоративно-прикладного творчества, занятие художественным и техническим творчеством, участие в волонтёрском, студотрядовском движении и общественно полезном труде и иных мероприятиях;
— о дисциплинарных взысканиях, применённых к выпускнику (обучающемуся) в течение последнего года до даты выдачи характеристики;
— о проведении в отношении выпускника (обучающегося) индивидуальной профилактической работы;
— о поведении выпускника (обучающегося);
— о получении выпускником (обучающимся) дополнительного образования детей и молодёжи (дополнительного образования одарённых детей и молодёжи);
— об индивидуальных достижениях обучения, участии в олимпиадах, конкурсах и другие.

Характеристика в числе других документов может предоставляться как лично абитуриентами, так и законными представителями несовершеннолетних абитуриентов  или представителями, действующими на основании доверенности, удостоверенной нотариально или уполномоченным должностным лицом.

Галиевская Р.М., адвокат юридической консультации
Барановичского района и г. Барановичи

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть