Право на получение информации о деятельности хозяйственного общества является одним из основных неимущественных прав участников (акционеров), обеспечивающих эффективное корпоративное управление хозяйственным обществом.

Корпоративное управление хозяйственным обществом может быть представлено как система взаимодействия его органов и участников (акционеров), направленная на общее руководство его деятельностью.

В качестве основных направлений совершенствования корпоративного управления выделим: прозрачность деятельности органов управления хозяйственного общества, их подотчетность участникам (акционерам), что обуславливает систему предотвращения корпоративных споров.

Прозрачность деятельности и подотчетность органов управления заключается, в том числе в механизме раскрытия и предоставления информации о деятельности хозяйственного общества.

Информация о хозяйственном обществе раскрывается самим хозяйственным обществом в соответствии с законодательством в случаях, установленных Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», иными законодательными актами и уставом, а также государственными органами и другими организациями в случаях, установленных законодательными актами (ч. 1 ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»).

В силу ч. 2 ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» участникам хозяйственного общества, кроме случаев, установленных Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», предоставляется также информация, содержащаяся в его документах, предусмотренных ч. 1 ст. 63 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов), а также в протоколах заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, предоставляется по требованию участников хозяйственного общества, являющихся в совокупности владельцами десяти и более процентов долей в его уставном фонде (акций), если уставом хозяйственного общества не предусмотрено меньшее количество долей в уставном фонде (акций).

Цель раскрытия и предоставления информации о деятельности хозяйственного общества – наиболее полное удовлетворение информационных потребностей участников (акционеров) и иных заинтересованных лиц в получении своевременной и достоверной информации о хозяйственном обществе.

Полное и качественное раскрытие информации свидетельствует о надлежащей защищенности прав участников (акционеров), инвесторов и других заинтересованных лиц, поскольку без получения адекватной, подлинной и своевременной информации невозможно эффективно принимать управленческие решения, грамотно привлекать инвестиции, совершать сделки.

Изменения, внесенные в положения Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ», уточнили сложившейся подход к предоставлению информации о деятельности хозяйственного общества.

Отечественный законодатель, определяя универсальный порядок предоставления информации исходя из баланса открытости информации о хозяйственном обществе и соблюдением его интересов, сохранил диспозитивный характер ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», предоставив возможность предусмотреть индивидуальный порядок предоставления информации о деятельности хозяйственного общества в его уставе.

Обратим внимание, что норма ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в части определения объема предоставляемой участнику (акционеру) информации о деятельности хозяйственного общества отсылается к ч. 1 ст. 63 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», то есть к документам хозяйственного общества, которые оно обязано в установленном порядке вести и хранить.

Отметим, что ч. 4 ст. ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» определяет, что информация, содержащейся в документах хозяйственного общества, должна быть предоставлена в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В целях более полной реализации права на информацию, по нашему мнению, недостаточно бланкетной ссылки на Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», необходимо детально определить в уставе организации порядок обращения участника (акционера) с запросом (требованием) о предоставлении информации, а также ответственное лицо (исполнителя запроса (требования) участника (акционера) о предоставлении информации).

В силу ч. 4 ст. ст. 64 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» ознакомиться с информацией, содержащейся в документах хозяйственного общества, в том числе посредством получения их копий, либо посредством использования средств связи или иными обеспечивающими ее подлинность способами, установленными уставом или локальными правовыми актами хозяйственного общества.

Определив предоставление запрашиваемой информации на бумажном носителе, необходимо заранее урегулировать вопрос возмещения затрат, связанных с подготовкой таких документов, чтобы указанное обстоятельство не использовалось в качестве причины уклонения от предоставления информации.

В случае, если ознакомление с информацией происходит лично необходимо разрешить вопрос о возможности делать фотокопии документов и присутствия при ознакомлении с информацией третьих лиц.

Допускаются и иные способы предоставления информации о деятельности хозяйственного общества, однако они должны быть указаны в уставе.

На практике многие участники (акционеры) сталкиваются с тем, что не могут получить сведения о деятельности хозяйственного общества по причинам неправильного оформления запроса (требования), которое в последствие также окажется неприятным фактором при рассмотрении дела в суде.

При составлении запроса (требования) о предоставлении информации необходимо конкретизировать перечень, вид запрашиваемой информации (сведений), в том числе реквизитов (если таковые известны) запрашиваемого документа или период, за который требуются документы.

Подобный запрос (требование) направляется в адрес исполнительного органа хозяйственного общества и должен содержать сведения об участнике (акционере), направившего запроса (требования) о предоставлении информации, а также способе предоставления информации, если таковой не закреплен уставом.

При составлении запроса (требования) к хозяйственному обществу о предоставлении информации о своей деятельности исходить из принципа добросовестности, каждый запрос каждого документа должен иметь обоснование разумной необходимости для участника (акционера) в такой информации (к примеру, для оценки деятельности органов хозяйственного, участия в деятельности органов управления или обращения в суд).

При этом стоит отметить, что участник (акционер) не обязан указывать причины запроса информации о деятельности хозяйственного общества, так как обязанность хозяйственного общества предоставить такую информацию в объеме и порядке, определенных его уставом, является безусловной и не зависит от мотива требования участника (акционера). Однако такое обоснование позволит опровергнуть доводы хозяйственного общества, не представившего информацию о своей деятельности, о злоупотреблении правом со стороны участника (акционера).

Зачастую, ограничение миноритария в получении информации для хозяйственного общества становится обыденной практикой. Контролируемый мажоритарным участником (акционером) исполнительный орган и иной персонал игнорирует запросы (требования) о предоставлении информации от других участников (акционеров). При этом в случае отступления от требования законодательства о предоставлении информации, исполнение такой обязанности может производиться в принудительном порядке.

Ситуацию усугубляют длительные сроки рассмотрения споров о предоставлении информации и (или) документов хозяйственного общества, а также сложность последующего исполнения судебного постановления.

Наличие споров о предоставлении участнику (акционеру) информации о деятельности хозяйственного общества можно рассматривать как признак кризиса корпоративных отношений, поскольку каждый из участников (акционеров) нуждается в доступе к достоверной и достаточной информации для осуществления контроля за деятельностью хозяйственного общества. Полагаем, что ограничение в праве доступа к наиболее существенной информации о деятельности общества создает условия к возникновению асимметрии в правах участников (акционеров).

А.В. Вашкевич, адвокат специализированной
юридической консультации г. Бреста «Бизнес и право»

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть