Женщина и война…Оба слова женского рода, но такие разные по смысловой наполненности. Благодаря женщине на свет появились все люди, когда-либо жившие на земле, война же несет разрушение, хаос, унося с собой жизни рожденных женщиной людей.

Сегодня, в наше мирное время, сложно представить себе чувства и состояние матерей, жен, дочерей, которые, проснувшись утром 22 июня 1941 года, узнали о начале войны. В преддверие женского праздника, когда женщинам принято дарить цветы и говорить теплые слова, хочется на примере судьбы нашей коллеги Ирины Ильиничны Усс, которую еще помнят некоторые адвокаты нашей коллегии, рассказать, как это было, для сохранения исторической правды и памяти о той жестокой войне.

Ирина Ильинична Усс родилась 29 марта 1919 года в д. Малятичи Кричевского района Могилевской области в семье евреев-земледельцев. Окончив Малятичскую семилетку, а в 1936 году – среднюю школу в г. Кричеве, она  поступила в юридический институт г. Москва. После получения диплома юриста в сентябре 1940 года была направлена на работу судьей  пятого участка в г. Белосток,  который в результате пакта Молотова-Риббентропа  с 17 сентября 1939 года стал территорией БССР.

Здесь она вышла замуж. Молодые супруги строили планы на будущее, влюбленные и окрыленные взаимными чувствами мечтали о долгой и  счастливой совместной жизни, ждали первенца.

Все планы разрушила война. Весть о ней была не только неожиданной, но и казалось неправдоподобной. Неслучайно весь день 22 июня Ирина Ильинична провела на своем рабочем месте, уверенная в том, как позже она напишет в своей автобиографии, что враг не пройдет через границу на нашу территорию. Многие жители города уже бежали на восток, стараясь уберечься от войны, а Ирина Ильинична приводила в порядок дела, документы суда, готовя их к отправке вглубь страны, только потому, что такое распоряжение поступило от начальника управления Министерства юстиции Белостокской области. За судебными документами машина так и не пришла, а вечером, возвращаясь домой по полупустым улицам, Ирина Ильинична узнала, что все работники управления юстиции уже покинули город. На семейном совете было принято решение уезжать из Белостока, и утром следующего дня молодые супруги с нехитрыми пожитками сели в санитарный поезд, который с ранеными красноармейцами следовал на восток. Километрах в двух от Белостока в результате вражеской бомбардировки поезд был уничтожен. Молодые люди, только благодаря чуду, остались живы. Дальше им пришлось идти пешком. Прячась от бомбежек, прося помощи у жителей встречающихся на пути деревень, Ирина Ильинична с мужем наконец добрались до г. Минска, который к этому времени уже был оккупирован фашистами. Разрушенный обстрелами и бомбежками город производил удручающее впечатление. Голодные, обессиленные долгой дорогой супруги решают добираться в д. Литва Узденского района, где проживали родственники мужа. К середине июля их планы осуществились.

В семье брата, которая приютила беглецов, и своих едоков хватало: их было двенадцать человек. Чтобы не быть нахлебником, прокормить себя и беременную жену, муж Ирины Ильиничны устроился в столярную мастерскую в поселке Узда чернорабочим, а беременная жена осталась проживать с  его родственниками, помогая им по своим силам по хозяйству. Здесь в 1942 года у нее родился ребенок.

«Жизнь моя на оккупированной территории была наполнена ужасами. Проживала я без всяких документов, так как паспорт и другие документы я уничтожила, чтобы скрыть свою национальность. Ввиду преследований немецкой полиции, частых облав, мне приходилось скрываться, и, начиная с зимы 1942 года, я почти все время проживала в лесу в землянке, только изредка возвращалась в деревню покупать ребенка и переодеться», — так излагала эти события И.И. Усс в своей автобиографии в 1948 году.

С марта 1943 года, чтоб быть поближе к жене с ребенком, ее супруг нанялся пасти личный скот жителей д. Литва, получая за это плату молоком, хлебом и картошкой. Так продолжалось до конца лета, а в августе он ушел в партизанский отряд. Чтоб быть рядом с мужем, Ирина Ильинична с ребенком переехала жить сначала в местечко Могильное, потом – в д. Калюга, которые располагались в партизанской зоне. Ей по-прежнему приходилось жить в землянке, но поскольку партизаны сожгли мост через Неман, если появлялись полицаи, пока они переправлялись через реку, она успевала убежать с ребенком в лес. Так и жила с надеждой на скорую Победу. В марте 1944 года у нее родился второй ребенок. А в июле части Красной Армии освободили Минскую область от фашистов.

Отца, двух ее сестер с детьми, трех братьев отца с семьями, которые жили в ее родной деревне Малятичи фашисты расстреляли 14 ноября 1941 года. Такая же участь постигла сестру ее отца с двумя детьми в г. Речица. Об этом Ирина Ильинична узнала уже после Победы.

С приходом советских войск на Минскую землю  И.И. Усс стала работать счетоводом в колхозе «Красный берег» в д. Калюга, а в конце апреля 1945 года вместе с семьей переехала в г. Брест.

8 июня 1945 года она была принята в Брестскую областную коллегию адвокатов, в составе которой работала до 14 марта 1988 года. Ирина Ильинична долгое время возглавляла методический совет областной коллегии, выполняла обязанности кодификатора. Умерла она 27 декабря 1995 года.

Все, кому довелось работать с этим удивительным человеком, на долю которого выпало столько испытаний, помнят ее удивительную мягкость и доброту. Ее открытость, готовность помочь, поделиться своими знаниями, особенно с начинающими адвокатами, выделяли ее среди других коллег, притягивали к ней. Лишения военных лет не очерствили душу Ирины Ильиничны, а, наоборот, позволили ей, как губке, напитаться теплом и состраданием к людям, к их слабостям и ошибкам. Благодаря этому, ее помнят не только адвокаты. В ее адвокатской судьбе осталось много благодарных клиентов. А ее стойкость, ее оптимизм, преданность семье, позволившие выжить в нечеловеческих условиях — пример жизнестойкости для нынешнего поколения представительниц прекрасного пола.

Т.Я. Пунько, заместитель председателя
Брестской областной коллегии адвокатов

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть