Ранее в научной среде продолжительное время обсуждался вопрос о декриминализации статьи 415 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – Уголовный кодекс, УК) и иных превентивных статей. На примере ст. 415 Уголовного кодекса в 2014 году Министерство внутренних дел Республики Беларусь предлагало декриминализировать уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы с направлением в ИУОТ. Однако согласование, в том числе указанного вопроса, с Верховным Судом Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в первом полугодии 2015 года не позволило получить поддержку указанных государственных органов (режим доступа 02.09.2021 года — https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/158146/1/Проблемы%20дикриманилизации.pdf).

17 декабря 2020 года состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь. На заседании был рассмотрен вопрос о декриминализации составов преступлений, предусмотренных статьями 415-419 Уголовного кодекса, и совершенствовании процедуры замены назначенного судом наказания более строгим при нарушении условий отбывания.

В соответствии с Уголовным кодексом одним из принципов уголовного закона является исключение двойной ответственности за одно и то же преступление. В то же время уголовным законом определено, что уклонение от отбывания наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, является преступлением. В зависимости от вида наказания, от которого осужденный уклоняется, ответственность наступает по статьям 415-419 Уголовного кодекса.

Участниками мероприятия было отмечено, что практика применения указанных статей Уголовного кодекса влечет:

  • излишние временные, трудовые, финансовые затраты, которые вынуждено нести государство в лице правоохранительных органов и судов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных вышеназванными статьями;
  • увеличение числа осужденных к лишению свободы в общей структуре наказаний и, как следствие, увеличение материальных затрат на содержание пенитенциарной системы;
  • криминализацию общества за счет повышения уровня рецидивной преступности.

По итогам изучения судебно-следственной практики и законодательного опыта регулирования рассматриваемых правоотношений в зарубежных странах заинтересованные госорганы и ведущие ученые в области уголовного права высказались об обоснованной необходимости реформирования института ответственности за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, посредством применения используемого в ряде стран единого подхода, при котором такое уклонение является основанием для его замены на более строгое судом по специальной процедуре.

«Совет признал целесообразным введение в уголовное законодательство Республики Беларусь института замены по постановлению суда неотбытого наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, более строгим с одновременной декриминализацией статей 415-419 Уголовного кодекса», – проинформировали в пресс-службе Конституционного Суда (режим доступа 02.09.2021 года — https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/december/57705/).

Работа по реформированию института ответственности за уклонение от отбывания наказаний  была завершена в мае 2021 года. 26 мая 2021 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь N 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (далее – Закон).

Согласно Решению Конституционного Суда Республики Беларусь от 17.05.2021 N Р-1270/2021 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» определено, что принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в связи с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности, исполнением и отбыванием наказания, а равно применением иных мер уголовной ответственности.

Согласно Закону с 9 сентября 2021 года вступают в силу изменения в ряд кодексов Республики Беларусь, в том числе в Уголовный кодекс Республики Беларусь, из которого исключен ряд преступлений, среди которых преступления, предусмотренные ст.ст. 415-419 УК в редакции от 06.01.2021 года):
— уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 415 УК);
— уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ (ст. 416 УК);
— неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 417 УК);
— уклонение от уплаты штрафа (ст. 418 УК);
— уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ (ст. 419 УК).

Хотя сами статьи 415-419 исключены из Уголовного кодекса, однако конструкты фактического уклонения от исполнения указанных наказаний сохранены в соответствующих статьях Общей части Уголовного кодекса:

— ч. 8 ст. 55 УК (ограничение свободы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить ограничение свободы лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы не засчитывается в срок отбытого наказания;

— ч. 7 ст. 52 УК (исправительные работы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде исправительных работ суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить исправительные работы арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но на срок не свыше трех месяцев (лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, — на срок не свыше двух месяцев) или ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за полтора дня исправительных работ. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ не засчитывается в срок отбытого наказания;

— ч. 5 ст. 51 УК (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью): неисполнение осужденным установленного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к исправительным работам и ограничению свободы, является нарушением порядка и условий отбывания наказаний в виде исправительных работ и ограничения свободы. При этом замена указанных видов наказаний более строгим наказанием в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— ч. 4 ст. 50 УК (штраф): в случае злостного уклонения осужденного от исполнения наказания в виде штрафа суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить штраф арестом из расчета один день ареста за десять базовых величин штрафа исходя из размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, но на срок не свыше трех месяцев либо ограничением свободы из расчета один месяц ограничения свободы за пять базовых величин штрафа исходя из размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, но на срок не свыше пяти лет. Вопрос о замене штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, рассматривается судом после отбытия осужденным основного наказания;

— ч. 6 ст. 49 УК (общественные работы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде общественных работ суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить общественные работы арестом из расчета один день ареста за двадцать четыре часа общественных работ или ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за двенадцать часов общественных работ. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ не засчитывается в срок отбытого наказания.

Соответствующие изменения внесены Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона лица, осужденные за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, до вступления в силу настоящего Закона и отбывающие наказание, продолжают отбывать наказание в местах, определяемых органами или учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; судимость лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, погашается за эти преступления после отбытия наказания; судимость лиц, осужденных за совершение иных преступлений, образующих совокупность преступлений или приговоров с преступлениями, предусмотренными статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, погашается в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

То есть законодатель в данном случае не распространяет на таких лиц положения ч. 2 ст. 9 УК, когда закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу.

Таким образом, при формальном исключении статей 415-419 из Уголовного кодекса, но с фактическим сохранением конструктов уклонения от исполнения указанных наказаний в соответствующих статьях Уголовного кодекса, при сохранении уголовной ответственности лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, до вступления в силу Закона и отбывающие наказание, имеет место введение в уголовное законодательство Республики Беларусь института замены по постановлению суда неотбытого наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, более строгим с одновременным исключением преступлений, предусмотренных статьями 415-419 Уголовного кодекса, то есть реформирование института ответственности за уклонение от отбывания наказаний.

Д.С. Дорошенко, адвокат юридической
консультации Пинского района и г. Пинска

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть