В настоящее время все чаще от граждан поступают вопросы о том, как себя вести в случае административного задержания.
Как граждане своей страны мы желаем, чтобы жизнь в ней была мирной и спокойной и подобные вопросы у наших граждан не возникали.
Как юристы мы обращаем внимание всех — и граждан, и правоохранительных и иных государственных органов — на необходимость четкого соблюдения Конституции и иного законодательства Республики Беларусь. Только в этом случае все вместе мы сможем обеспечить мирную и спокойную жизнь в нашем государстве.
В соответствии со ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Таким образом, наша Конституция предусматривает право гражданина на помощь адвоката не только при возникновении у него проблем (например, административного задержания), но в любой момент времени.
В то же время, право гражданина на получение юридической помощи именно с момента административного задержания прямо указано в законодательстве.
Так, согласно статье 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно.
Следует отметить, что ПИКоАП, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, не предусматривает обязательного участия адвоката в административном процессе. Это означает, что орган административного преследования не обязан предоставлять защитника лицу, в отношении которого ведется административный процесс. Таким образом, участие адвоката в административном процессе возможно только по соглашению сторон, то есть, на основании договора, заключенного между гражданином и адвокатом.
Поэтому, если гражданин имеет намерение воспользоваться юридической помощью адвоката в административном процессе, ему целесообразно предварительно (до начала административного процесса) заключить с адвокатом соответствующий договор. Тогда к моменту начала административного процесса (либо к моменту административного задержания) у гражданина будет при себе заключенный с адвокатом договор на оказание юридической помощи либо данные адвоката, с которым такой договор заключен (фамилия, имя, отчество, номер мобильного телефона, адвокатское образование, в котором он осуществляет свою деятельность). В этом случае орган административного преследования по просьбе лица, в отношении которого ведется административный процесс, приглашает защитника, с которым у него заключен договор, для участия в административном процессе.
Также считаем необходимым напомнить и гражданам, и правоохранительным органам о том, что законодатель обязывает уведомлять в течение трех часов о месте нахождения административно задержанного лица (статья 8.2 ПИКоАП).
Если задержанным за совершение административного правонарушения является совершеннолетнее лицо, то совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является уведомляются по просьбе задержанного. Если задержанным за совершение административного правонарушения является несовершеннолетний, то уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно и при отсутствии просьбы задержанного.
В заключение в очередной раз обращаем внимание граждан на то, что нарушение отдельными сотрудниками их прав не свидетельствует о том, что плохо работает вся правоохранительная система. При этом, на незаконные действия таких сотрудников нужно реагировать только законными способами. Законодательство Республики Беларусь предусматривает механизмы обжалования незаконных действий сотрудников и привлечения их к ответственности. Однако, если на незаконные действия гражданин отвечает такими же незаконными действиями — он сам становится правонарушителем.
http://rka.by/news/advokaty-o-pravakh-grazhdan-v-administrativnom-protsesse