Предчувствуя приближение неплатежеспособности, собственники и участники бизнеса предпринимают меры по выводу активов.  Способом защиты прав кредиторов является оспаривание управляющим банкрота подобных сделок.

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2012 года № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) в статьях 109 и 110 содержит ряд оснований, при наличии которых сделки, заключенные перед банкротством, могут быть оспорены. Условно данные меры можно классифицировать по срокам давности на три основные вида:

— со сроком давности 6 месяцев до начала производства по делу о банкротстве;

—   со сроком давности 1 год до начала производства по делу о банкротстве;

— со сроком давности 3 года до начала производства по делу о банкротстве.

Начало производства по делу о банкротстве – это дата возбуждения судом, рассматривающим экономические дела, производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а не дата открытия в отношении должника конкурсного производства.

Требования о признании сделки недействительной являются неимущественными. Однако, ее признание таковой само по себе не несет для кредиторов банкрота никаких выгод.

Применение последствий недействительности сделки уже будет имущественным требованием.

Таким образом, по делу в случае удовлетворительного решения с ответчика будут подлежать взысканию две госпошлины:

— по требованию об оспаривания сделки – 20 базовых величин,

— по последствиям – в процентном отношении от стоимости имущества, которое должно быть возвращено.

Истцом по данным искам является управляющий по делу о банкротстве. Иск также может быть подан прокурором в интересах государства. Ответчиком по таким искам является вторая сторона оспариваемой сделки либо виновное должностное лицо по требованиям о взыскании суммы выходного пособия, заработной платы и (или) иного вознаграждения. Если иск подан прокурором в интересах государства,  ответчиком может быть и сам должник.

Основания предъявления требований со сроком давности 6 месяцев до начала производства по делу о банкротстве:

если сделки, совершенные должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, влекут предпочтительное удовлетворение имущественных требований одних кредиторов перед другими кредиторами, возникших до совершения этих сделок, или эти сделки связаны с выплатой члену кооператива, выходящему (исключенному) из кооператива, стоимости пая, выдачей иного имущества либо осуществлением иных выплат, установленных уставом кооператива, или эти сделки связаны с получением (отчуждением) либо выделом доли в имуществе должника – юридического лица или ее стоимостного либо имущественного эквивалента участнику  должника в связи с его выходом из состава участников должника (абзац 2 части первой статьи 109 Закона);

если договор дарения, в том числе совершенный должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, независимо от желания должника и одариваемого причинить вред кредитору, совершен в течение 6 месяцев до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), если в этих случаях имеется прямая или косвенная связь с наступлением неплатежеспособности должника или ее увеличением (абзац 2 части первой статьи 110 Закона).

Основания предъявления требований со сроком давности 1 год до начала производства по делу о банкротстве:

если сделками, совершенными должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, должник умышленно нанес вред интересам кредиторов, а другие стороны сделок знали или должны были знать об этом (абзац 3 части первой статьи 109 Закона);

если договор дарения, в том числе совершенный должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, независимо от желания должника и одариваемого причинить вред кредитору, совершен при условии, если одариваемый или должник не докажут, что у должника после дарения оставалось имущество, которое соответствовало размерам его долгов и на которое можно было бы обратить взыскание (абзац 3 части первой статьи 110 Закона).

Основания предъявления требований со сроком давности 3 года до начала производства по делу о банкротстве:

сделки, совершенные должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, если должник вызвал свою неплатежеспособность уголовно наказуемым деянием, установленным вступившим в законную силу приговором суда, а другие стороны сделок знали или должны были знать об этом или если должник путем совершения таких сделок умышленно нанес вред интересам кредиторов, а другие стороны сделок были заинтересованными в отношении должника лицами, которые, как предполагается, знали о том, что должник совершением этих сделок умышленно нанес вред интересам кредиторов (абзац 4 части первой статьи 109 Закона);

если договор дарения, совершенный должником, независимо от желания должника и одариваемого причинить вред кредитору, если одариваемым было заинтересованное в отношении должника лицо, совершен при условии, если одариваемый или должник не докажут, что у должника после дарения осталось имущество, которое соответствовало бы размерам его долгов и на которое можно было бы обратить взыскание (абзац 3 части первой статьи 110 Закона).

Анализируя отличия приведенных трех групп, можно прийти к выводу, что основная разница между ними состоит в наличии (отсутствии) прямого умысла на уход от погашения задолженности кредиторам, возможность понимания того, что неплатежеспособность должника уже существует.

Следует отметить, что вышеуказанное основание наиболее часто применяется для оспаривания сделок в рамках дел о признании должника неплатежеспособным (банкротом).

Другим основанием для оспаривания сделок являются случаи, когда имеют место сделки, влекущие предпочтительное удовлетворение требований кредиторов.

К предпочтительному удовлетворению требований может привести сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательства должника перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки; сделка, которая привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, возникшим до ее совершения.  При этом не имеет значения, было ли заявлено (принято) требование кредитора управляющему или лишь имелся факт подтверждения задолженности перед кредитором решением суда.

В качестве основания оспаривания сделок можно рассматривать и нарушение очередности удовлетворения требований при наличии исполнительных документов.

При этом, следует учитывать, что  платежи в пределах одной и той же очереди производятся в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика, за исключением, в том числе, платежей по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к платежам первой очереди (они исполняются в первоочередном порядке платежей первой очереди), и платежей по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к платежам второй очереди (они исполняются в первоочередном порядке платежей второй очереди).

Следовательно, при наличии исполнительных документов о взыскании с должника сумм задолженностей в пользу кредиторов погашение должником задолженности перед иными кредиторами с нарушением указанной очередности, в том числе и путем заключения договоров о перемене лиц в обязательстве, будут неправомерными.

При установлении порядка очередности платежей следует также учитывать следующее: при выполнении мероприятий по ликвидации должника ликвидаторы часто привлекают юридические фирмы для оказания услуг.  Судебная практика показывает, что расчеты с такими фирмами при последующем банкротстве должника также не могут осуществляться с нарушением очередности удовлетворения требований.  Оплата предоставлявшихся в стадии ликвидации банкроту юридических услуг является не заработной платой, а вознаграждением по договору возмездного оказания юридических услуг, вследствие чего не подлежит взысканию вне очереди.

Сроки, установленные статьями 109 и 110 Закона, не являются сроками исковой давности. Это ретроспективные сроки, в течение которых законодателем установлен запрет на совершение указанных в них сделок. Срок же исковой давности для подобных требований установлен статьей 182 Гражданского кодекса Республики Беларусь и составляет 3 года со дня, когда истец (первый, временный, конкурсный (управляющий) узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Судебная практика экономических судов по данной категории дел является единообразной и направлена на максимальную защиту прав кредиторов должника-банкрота.

Лазарева Л.А., адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть