Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) – это результат поиска и внедрения новых для нашей страны правовых способов осуществления предпринимательской деятельности.

Мировая практика доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг – это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося данным видом деятельности.

Преимущества данного договора для пользователя чаще всего связаны с тем, что можно купить готовую концепцию ведения бизнеса, работа которого налажена, опробована и успешна.

Что касается франчайзинга в Республике Беларусь, то это совершенно новый правовой институт, ранее не известный национальной правовой системе. Этот метод осуществления предпринимательской деятельности заимствован из практики предпринимательской деятельности в зарубежных странах и отражен в главе 53 действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая называется «КОМПЛЕКСНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ (ФРАНЧАЙЗИНГ)».

Согласно статье 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.

Как юридическая категория франчайзинг обладает тремя признаками:
1) договор (соглашение);
2) в рамках франчайзинга одно лицо (правообладатель) предоставляет другому лицу (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров (работ, услуг) и (или) субъектов хозяйствования;
3) франчайзинг направлен на расширение рынка сбыта товаров, работ или услуг одного лица посредством замещения его в отношениях с третьими лицами другим лицом.

Договор франчайзинга предусматривает использование лицензионного комплекса в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории его использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.

Договором может быть предусмотрена передача прав на следующие объекты:
1) фирменное наименование;
2) товарный знак (знак обслуживания);
3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
4) объекты авторского права;
5) нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).

Предметом договора франчайзинга могут быть и такие объекты интеллектуальной собственности, как определенная коммерческая информация и опыт организации той или иной коммерческой деятельности, включающие в себя профессиональное обучение персонала, инструктажи по различным аспектам организации коммерческой деятельности: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживании клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п.

Следует иметь в виду, что предметом договора франчайзинга являются только права, которые могут выступать в качестве объектов имущественных сделок. Очевидно, что к таковым не относится деловая репутация пользователя, но она оказывает непосредственное влияние на стоимость передаваемых прав.

Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга и определяется исходя из внесения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. При этом платежи могут быть фиксированные, разовые и периодические, отчисления от выручки и др.

В соответствии с п. 1 ст. 910-1 ГК договор франчайзинга заключается в письменной форме. Договор франчайзинга, а также внесенные изменения в него и расторжение договора подлежат регистрации в государственном реестре Государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности».

Таким образом, франчайзинг даёт возможность расширения предпринимательской деятельности крупных организаций, которые могут принадлежать государству и частным предпринимателям. Позволяет достигать с более быстрой скоростью вхождения на рынок, чем это было бы возможно при использовании исключительно собственных торговых центров, а также способствует привлечению финансов за счет имеющихся торговых брендов.

М.Н. Кравченко, адвокат, партнер адвокатского
бюро «Грань права»

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть