Мы помним вас, герои, поименно
И гордо «ветеранами» зовем.
И от потомков всей страны огромной
За ратный подвиг низкий вам поклон!
Г. Долгих 

Без малого двенадцать лет прошло с той поры, как ушел из жизни адвокат юридической консультации Московского района города Бреста, участник Великой Отечественной войны — Мартин Карпович Паньков.

Мартин Карпович родился 18 февраля 1922 года в с. Чуровичи Климовского района Брянской области в крестьянской семье.

После окончания средней школы в 1939 году он поступил в Ленинградский военно-механический институт. Незадолго до начала Великой Отечественной войны со второго курса института он был призван в Красную Армию. Однако, до особого распоряжения, с разрешения военкома находился по месту жительства родителей. С началом войны вместе с другими молодыми людьми Климовского района убыл в Курск в военный лагерь «Горелый лес», где получил первые навыки владения оружием и выживания в суровых военных условиях.

С октября 1941 года Мартин Карпович принимал участие в боях за Родину: вначале — в должности заместителя политрука роты, затем — помощника командира взвода роты автоматчиков 269 стрелковой дивизии 3-ей армии Брянского фронта.

Получив первый боевой опыт, с учетом наличия военно-технического образования в январе 1943 года Мартин Карпович был направлен для обучения в учебно-танковый полк на Урале, где в сокращенные сроки готовились специалисты для комплектации экипажей тяжелых боевых машин перед Курской битвой. Подготовка была жестко привязана к типу и количеству боевых машин, производимых на уральских танковых заводах, в первую очередь, на Челябинском тракторном. Согласно установленному в тот период порядку танки и бронемашины с заводов на фронт отправлялись только укомплектованными надлежаще обученными экипажами в составе сформированных, сплоченных в боевом отношении маршевых рот. Получив навыки радиста-пулеметчика, в июле того же года юноша был переведен для дальнейшего прохождения службы и совершенствования своих теоретических и практических знаний в 8-й танковый полк УралВО. А в декабре 1943 года в составе танкового батальона он снова возвратился на фронт.

В составе экипажа танка Т-34 25-й танковой бригады 29 танкового корпуса 5-й танковой армии 2-го Украинского фронта Мартин Карпович участвовал освобождении города Кировограда, в Корсунь-Шевченковской операции по освобождении Правобережной Украины.

Бои Красной Армии за город Кировоград развернулись в начале января 1944 года. Во исполнение директивы Ставки задачей 5-й танковой армии являлось совместное с 7-м гвардейским артиллерийским корпусом нанесение удара в общем направлении на Плавни, Покровское. Обходя Кировоград с юго-запада, советские войска должны были его занять, а в дальнейшем овладеть районом Ново-Украины, Помошная и наступать на Первомайск с целью выхода на реку Южный Буг, где и закрепиться.

Согласно журналу боевых действий 5-й гвардейской танковой армии в ночь на 7 января 29-й танковый корпус достиг юго-восточной части города Кировограда. Весь день 7 января советские войска отражали непрерывные контратаки пехоты и танков противника, который пытался остановить наступление Красной Армии. К утру 8 января Кировоград был очищен от вражеских войск с участием 25-й танковой бригады, в составе которой участвовал в боях экипаж танка Т-34, в котором обязанности радиста-пулеметчика исполнял М.К. Паньков.

За участие в боях с 5 по 18 января 1944 года старший сержант М.К. Паньков был представлен к своей первой боевой награде — медали «За отвагу». В наградном листе от 29 января 1944 года отмечено, что в боях за населенные пункты — с. Покровское, Клинцы, г. Кировоград, с. Грузное, Андреевка — находился в танке командира взвода и вел бесперебойную радиосвязь с командирами взводов, рот и отдельными экипажами танков. Мелкие неисправности рации устранял непосредственно на поле боя под огнем противника. Из пулемета танка уничтожил до 5 солдат противника. Проявил личные мужество, доблесть и отвагу.

В ходе операции по освобождению Кировограда пять немецких дивизий потеряли от 50 до 75 % личного состава и большое количество вооружения. Были ранения и потери и среди советских солдат. Мартину Карповичу повезло: он был только легко контужен и остался в строю.

В результате боевых действий Красной Армии к концу января 1944 года противник, удерживая Корсунь-Шевченковский выступ, не давал возможности 1-му и 2-му Украинским фронтам сомкнуть смежные фланги, мешал их продвижению к Южному Бугу. Замыслом командования предполагалось нанести противнику войсками двух фронтов встречные удары, прорвать их оборону и соединиться в районе городков Шпола и Звенигородка. В ходе этих боев в районе д. Водяное Мартин Карпович был тяжело ранен.

Лечился в госпитале по май 1944 года, а после выздоровления был направлен в 230 армейский запасной стрелковый полк, где назначен помощником командира взвода, затем — комсоргом учебного батальона.

За участие в Корсунь-Шевченковской операции, за проявленные при этом доблесть и мужество, образцовое выполнение боевых заданий командования, приказом №0315 от 31 июля 1945 года по 53-й армии старший сержант Паньков М.К. от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Красной Звезды.

Победа над фашистской Германией не поставила точку в боевой биографии М.К. Панькова. Война для него продолжилась уже на востоке, в горах и сопках Маньчжурии, против  империалистической Японии в качестве комсорга стрелкового батальона 912 стрелкового полка 243 стрелковой дивизии Забайкальского фронта.

За стойкость, политическую выдержанность, проявленные при совершении длительного, тяжелого марша с 26 июля по 1 сентября 1945 года, личный пример доблести и мужества при выполнении приказов командования по преодолению трудно проходимой местности и форсированию водных рубежей, приказом № 0391/н от 18 сентября 1945 года он награжден орденом Отечественной войны 11 степени.

За участие в боях за Родину Мартину Карповичу Панькову было присвоено офицерское звание, в его боевой копилке два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, десять медалей, среди которых «За отвагу», «За боевые заслуги», «За воинскую доблесть», «За победу над Японией» и др.

Продолжая службу в вооруженных силах, в 1952 году М.К. Паньков поступил в Московскую военно-юридическую академию, получив специальность военного юриста.

После окончания академии до 1973 года работал следователем, помощником военного прокурора, военным прокурором Брестского гарнизона. В звании подполковника по окончании установленного законом срока военной службы М.К. Паньков был уволен в запас. За заслуги в укреплении социалистической законности и правопорядка Мартин Карпович был награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР.

В октябре 1973 года М.К. Паньков был принят в члены Брестской областной коллегии адвокатов.

За период своей адвокатской деятельности Мартин Карпович проявил себя высококвалифицированным и грамотным юристом, прекрасно знавшим свое дело. Он сочетал в себе огромное трудолюбие и высокую ответственность, обладая такими человеческими качествами, как исключительная честность и порядочность. Ему было присуще обостренное чувство долга.

29 лет М.К. Паньков отдал профессии адвоката, оставив о себе добрую память среди коллег и клиентов. Он остался — в делах и поступках тех, кто его знал, уважал и ценил. С сердечной благодарностью, мы, его коллеги, вспоминаем о Мартине Карповиче и гордимся тем, что этот человек жил и работал среди нас. Из присущей ему скромности он никогда не рассказывал о своих военных подвигах, но его вклад в дело Великой Победы над врагом заслуживает того, чтобы его имя золотыми буквами было вписано в историю этой Победы!

Г.А. Китель, заведующий юридической консультацией
Московского района г. Бреста

1) журнал боевых действий

2) приказы и наградные листы Панькова М.К.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть