С ответчиком, черноглазым Салаватом, студентом, приехавшим в Беларусь из Туркменистана, Марина познакомилась в 2009 году. С 2009 года по 2012 год он обучался в одном из университетов Беларуси. С осени 2011 года молодые люди стали поддерживать близкие отношения. Романтические прогулки, беседы о будущей совместной жизни…. В начале 2012 года Марина забеременела от Салавата, а осенью 2012 года у нее родился сын Данил.

К моменту рождения ребенка Салават, окончив учебу в белорусском вузе, уехал к себе на Родину в Туркменистан, обещая вскоре вернуться, узаконить отношения с Мариной и признать свое отцовство в отношении ребенка. Молодые люди продолжили общаться посредством сети Интернет, а также мобильной связи. В ходе общения Салават постоянно интересовался здоровьем и развитием Данилы, называя его сыном.

Однако свои обещания Салават не сдержал, так и не вернувшись в Беларусь, не оказывал никакой материальной помощи Марине на содержание ребенка.

Так как Салават не пожелал установить свое отцовство в отношении ребенка в добровольном порядке, в записи акта о рождении сына Данилы сведения об отце произведены на основании заявления матери в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Поскольку отец ребенка отказался в добровольном порядке оказывать материальную помощь на содержание сына, Марине пришлось обратиться в суд по месту своего жительства с иском к Салавату об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка.

Согласно ч.1 ст. 32 Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года, который ратифицирован Законом Республики Беларусь от 11.11.1997 года N 71-З «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года» и применяется в отношениях Республики Беларусь с Туркменистаном, права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок.

По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок.

Поскольку Данила является гражданином Республики Беларусь и постоянно проживает с матерью в Республике Беларусь, к данному гражданско-правовому спору применяется законодательство Республики Беларусь.

Так, согласно ч.5 ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье,  происхождение ребенка от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, или решения суда об установлении отцовства.

Согласно ч.1 ст. 57 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье,  отцовство может быть установлено в судебном порядке, если родители ребенка не состоят в браке между собой и в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, не представлены заявления, предусмотренные частями пятой и шестой статьи 51 настоящего Кодекса, а также если сведения об отце ребенка в запись акта о рождении внесены в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса.

В силу ч.ч.1, 2 ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье,  родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В силу ч.1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 процентов, на двух детей – 33 процента, на трех и более детей – 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов – на двух детей, 100 процентов – на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.1991 года N 12 (ред. от 24.12.2009 года) «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей», на требования об установлении отцовства исковая давность не распространяется, кроме того, согласно ч.3 ст. 47 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь, иски о взыскании алиментов, об установлении материнства и (или) отцовства либо о лишении родительских прав могут предъявляться истцом также по месту его жительства.

После своего обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, Марине удалось установить отцовство Салавата в отношении сына Данилы и взыскать с иностранного папы алименты на содержание сына.

Так, Закон оказался на защите интересов ребенка.

Н.Е. Егорова, адвокат юридической консультации
Барановичского района и города Барановичи

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть