Законом Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы Республики Беларусь» внесены существенные изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), затрагивающие, в том числе, институт ареста на имущество.

Так, в соответствии с новой редакцией ст. 132 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) наложение ареста на имущество заключается в запрете, адресованном собственнику (владельцу) имущества, на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение. Ранее действующей редакцией   закреплялось, что наложение ареста на имущество заключается в объявлении такого запрета.

В примечании к новой редакции статьи дана дефиниция понятия имущество. Так, под имуществом для целей настоящей статьи понимаются любые вещи, включая наличные денежные средства и документарные ценные бумаги, безналичные денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, бездокументарные ценные бумаги; электронные деньги; имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Новеллой уголовно-процессуального законодательства является установление ст. 132 УПК возможности наложения ареста на имущество, находящегося в собственности других лиц, для проверки его фактической принадлежности, источников происхождения и законности отчуждения, если есть достаточные основания полагать, что это имущество было отчуждено подозреваемым, обвиняемым в целях сокрытия принадлежности или источников происхождения такого имущества либо для финансирования террористической деятельности, терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступной организации, распространения или финансирования распространения оружия массового поражения. При этом в постановлении (определении) о наложении ареста на имущество излагаются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения. Копии постановления (определения) о наложении ареста на имущество и протокола описи вручаются лицу, на имущество которого наложен арест.

Арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, налагается на время предварительного расследования и (или) судебного разбирательства. В случае не подтверждения фактической принадлежности имущества, находящегося в собственности других лиц, подозреваемому, обвиняемому или его отчуждения в целях сокрытия принадлежности или источников происхождения либо для финансирования террористической деятельности, терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступной организации, распространения или финансирования распространения оружия массового поражения, а также при приостановлении либо прекращении предварительного расследования решение о наложении ареста на имущество, находящееся в собственности других лиц, подлежит отмене. Вопросы, связанные с возмещением имущественного вреда, причиненного в связи с наложением ареста на имущество, разрешаются после отмены решения о наложении ареста на имущество в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с новой редакцией статьи наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и (или) во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, а также на электронные деньги производится с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда. В данном случае расходные операции могут быть прекращены, как в полном в объеме, так и в пределах сумм, определенным органом, ведущим уголовный процесс, в то время как ранее действующая редакция предусматривала прекращение операций только в пределах сумм, определенных органом, ведущим уголовный процесс.

Одной из новелл является норма ч. 8 ст. 132 УПК, согласно которой копии постановления (определения) о наложении ареста на имущество и протокола описи вручаются собственнику (владельцу) имущества, а при наложении ареста на имущество, находящегося в жилище или ином законном владении – собственнику (владельцу) жилища или иного законного владения или проживающему в жилище совершеннолетнему лицу.

Действующая редакция ст. 132 УПК предусматривает возможность отмены постановление (определение) о наложении ареста на имущество в случае заявления подозреваемым, обвиняемым или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, ходатайства об освобождении имущества от ареста для его реализации в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий под контролем органа, ведущего уголовный процесс.

Также в новой редакции статьи закреплено положение о том, что постановление (определение) о наложении ареста на имущество может быть обжаловано в порядке предусмотренном УПК. Если процессуальные отношения, возникшие в связи с наложением ареста на имущество, не урегулированы УПК, то применяются нормы гражданского процессуального законодательства, если они не противоречат УПК.

Е.А. Пропадущая, адвокат юридической
консультации Ленинского района г. Бреста

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть