Декретом Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 года № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» в Декрет Президента от 02 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (в обиходе – Декрет о тунеядстве) внесены изменения и дополнения.

Нормативно-правовой акт вступил в силу 15 января 2017 года и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

В новой редакции Декрета сохранилась норма, предусматривающая, что плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Налоговым периодом сбора признается календарный год.

Остался неизменным перечень граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Внесены изменения только в абзац третий подпункта 3.1, это касается граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше этого возраста.

Следует отметить, что отдельные нормы Декрета № 3 от 02.04.2015 года дополнены.

В редакции Декрета от 12.01.2017 года гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
— работы по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 5.1);
—  в течение которого гражданин зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения (п. 5.12);
— временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности), выданным и оформленным в соответствии с законодательством, или его (ее) дубликатом (п. 5.13);
— воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет (при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование), ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей (п. 5.14).

Кроме того, введены новые периоды участия в финансировании государственных расходов:
— период прохождения альтернативной службы — п. 5.5 (в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» от 04.06.2015 г. № 276-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 г.) альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы);
— период, в течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (п. 5.20);
— период, в течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов (п. 5.21).

Согласно п. 8 новой редакции Декрета при уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения в размере менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы налогов, признаваемых уплаченными в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 настоящего Декрета.

В настоящее время продолжает действовать законодательство, предоставляющее налоговые льготы. Так в соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 Налогового кодекса Республики Беларусь местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам — физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения.

Декрет Президента № 1 от 12.01.2017 г. расширил перечень оснований для освобождения от уплаты сбора.

Так, на основании п.15-1 Декрета местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей). Получается, указанным нормативно-правовым актом гражданину предоставлена возможность освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов без учета его имущественного положения.

Адвокат юридической консультации
Кобринского района
Ишкинина О.Р.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть