В условиях экономического кризиса производители товаров в целях повышения уровня продаж и привлечения покупателей огромное внимание уделяют качеству производимой продукции. Несмотря на прогрессивное развитие рынка товаров и услуг, рост конкуренции, вопросы защиты прав потребителя при реализации ему товара ненадлежащего качества не утратили своей актуальности. На практике нередки случаи, когда потребитель, приобретя некачественный товар, в силу правовой неграмотности, не в состоянии защитить свои законные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее Закона) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1.1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
1.2. соразмерного уменьшения покупной цены товара;
1.3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
1.4.  возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков (п. 2 ст. 20 Закона).
Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 г. № 778 (в ред. постановления Совмина от 20.11.2013 г. № 1113).
Дорогостоящий товар – товар, стоимость которого в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день реализации потребителю товара (ст. 1 Закона).

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки (ст. 1 Закона).

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены (ч. 2 п. 2 ст. 20 Закона).

В силу п. 3 ст. 20 Закона вместо предъявления вышеуказанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Законом не предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителя товаров. Вместе с тем, такой порядок может быть предусмотрен другими законодательными актами. Например, до предъявления искового требования о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы обязательно предъявление претензии в порядке, предусмотренном законодательством (п. 2 ст. 422 ГК Республики Беларусь).  Последствием  несоблюдения указанного внесудебного порядка  является отказ в возбуждении дела в соответствии с п. 2 ст. 246 ГПК Республики Беларусь, а если дело возбуждено – суд оставляет заявление без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК).

Потребитель все вышеуказанные требования предъявляет продавцу. Изготовителю потребитель вправе предъявить требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара и возмещения расходов по устранению недостатков товара. Вместо перечисленных требований потребитель вправе потребовать от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В случае если стоимость товара при расторжении договора изменилась в сторону увеличения,  потребитель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения.

Закон предусматривает возможность обращения потребителя с требованием о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества или о  незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов по устранению недостатков товара  к поставщику, представителю в случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо в случае места нахождения или места жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь.

В случае если поставщик, представитель отказались выполнять указанные требования потребителя, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Таким образом,  права потребителя товаров защищены Законом в полном объеме. Важно грамотно и в полной мере пользоваться предоставленными Законом возможностями для их защиты. В случае необходимости потребитель товаров всегда может рассчитывать на квалифицированную помощь адвоката в защите своих законных прав.

Мельник А.А., адвокат юридической консультации
Пинского района и г. Пинска

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть