В соответствии с Законом N 121-З от 19.07.2021 «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь N 129-З от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» был изложен в новой редакции, которая вступила в силу с 25.07.2022 года, что внесло кардинальные изменения и дополнения в национальное таможенное законодательство.

Глава 22 Закона N 129-З регламентирует общие вопросы применения таможенной процедуры таможенного транзита и посвящена вопросам применения таможенной процедуры таможенного транзита. В содержании указанных норм прослеживается тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и упрощение таможенных процедур, унификацию условий ведения бизнеса.

В п. 2 ст. 113 Закона N 129-З закрепляется компетенция Правительства Республики Беларусь в части установления особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых только по территории Республики Беларусь, в том числе в отношении международных почтовых отправлений и товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом.

В рамках п. 3 ст. 113 Закона N 129-З устанавливаются особенности выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, имеющих характер иностранной безвозмездной помощи и перевозимых только по территории Республики Беларусь. В частности, допускается не указывать в транзитной декларации код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при одновременном соблюдении следующих условий:
— в транзитной декларации, помимо прочих предусмотренных законодательством сведений, заявлены наименования товаров, входящих в состав иностранной безвозмездной помощи;
— сведения о получателе товаров представлены в ГТК Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь;
— у получателя и перевозчика товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, отсутствует не исполненная в установленный срок обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней;
— товары, входящие в состав иностранной безвозмездной помощи, не запрещены и не ограничены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

На сегодняшний день правовые аспекты использования иностранной безвозмездной помощи регламентированы посредством Декрета Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 N 3 (ред. от 08.11.2021) «Об иностранной безвозмездной помощи».

В случае нарушения установленного законодательством порядка использования иностранной безвозмездной помощи наступает административная либо уголовная ответственность.

В частности, согласно ст. 24.15 КоАП устанавливается административная правовая ответственность за предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на осуществление деятельности, запрещенной законодательством, которая влечет административное взыскание в виде депортации с конфискацией этой помощи.

За использование иностранной безвозмездной помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, либо подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, либо изготовления или распространения агитационных материалов, либо организации мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией этой помощи, а на юридическое лицо — до ста процентов от стоимости иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи.

За использование иностранной безвозмездной помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, предусмотрена уголовная ответственность, которая наступает по ст. 369-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и предусматривает наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до двух лет.

Пункт 4 статьи 113 Закона N 129-З касается особенностей выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита следующих в Республику Беларусь товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь в несобранном или разобранном виде, перевозимых разными партиями одним или несколькими транспортными средствами.

Пункты 3 и 4 статьи 113 Закона N 129-З приняты в рамках реализации положений п. 10 ст. 142 ТмК ЕАЭС.

ГТК наделен правомочиями:
— по принятию решений о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь перевозчика, виновного в нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства о таможенном регулировании и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов;
— даче разъяснений по применению Конвенции МДП;
— публикации списков перевозчиков, лишенных права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь;
— установлению порядка использования, заполнения и изъятия книжки МДП.

В свою очередь, Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать порядок и основания для принятия решений о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь и о возобновлении такого права (ч. 1, 2 п. 5 ст. 113 Закона N 129-З).

Пункт 1 статьи 114 Закона N 129-З реализован в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 144 ТмК ЕАЭС и предписывает таможенному органу устанавливать срок таможенного транзита из расчета не более трехсот километров в сутки. Данный срок устанавливается в отношении перемещаемого автомобильного транспорта, в том числе и с учетом требований режима труда и отдыха водителя транспортного средства в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС с третьей стороной.

Ежедневная продолжительность управления автомобильным транспортным средством (т.е. общая суммарная продолжительность управления между окончанием одного ежедневного периода отдыха и началом следующего ежедневного периода отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха) не должна превышать девяти часов. При этом она может быть увеличена максимум до десяти часов, но не более двух раз в течение недели (п. 1 ст. 6 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970)).

В случае если таможенный транзит установлен в отношении нескольких партий товаров, которые следуют на одном транспортном средстве в несколько мест доставки, то действует следующий порядок:
— для первого места доставки срок таможенного транзита устанавливается из расчета не более трехсот километров в сутки;
— для каждого последующего места доставки — не более пяти календарных дней от установленного срока таможенного транзита в отношении первого места доставки (ч. 2 п. 1 ст. 114 Закона N 129-З).

При этом таможенному органу запрещается устанавливать срок таможенного транзита менее одного календарного дня (п. 2 ст. 114 Закона N 129-З).

В п. 3 ст. 114 Закона N 129-З определены случаи, при которых допускается продление срока таможенного транзита, но не более предельного срока таможенного транзита, устанавливаемого в соответствии с п. 3 ст. 144 ТмК ЕАЭС (т.е., например, не более двух тысяч километров за один месяц). На практике подобные ситуации могут возникать, в частности, при перемещении крупногабаритных товаров.

Место доставки товаров устанавливается в соответствии со ст. 145 ТмК ЕАЭС (п. 1 ст. 115 Закона N 129-З).

В п. 2 ст. 115 Закона N 129-З приводится перечень товаров, местом доставки которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь может являться зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится такой получатель.

Кроме этого, в качестве мест доставки товаров могут выступать:
— зона таможенного контроля склада временного хранения, находящегося в регионе деятельности таможенного органа назначения, на территории которого отсутствует пункт таможенного оформления;
— зона таможенного контроля на железнодорожной станции, расположенной по пути следования (п. 3, 4 ст. 115 Закона N 129-З).

Вместе с этим как в случае с установлением места доставки товаров по инициативе получателя товаров, так и в случаях, предусмотренных в п. 3 и 4 ст. 115 Закона N 129-З, таможенный орган принимает решение об установлении соответствующих зон таможенного контроля при наличии сведений о номерах таких зон в транспортных (перевозочных) документах (п. 5 ст. 115 Закона N 129-З). Иначе говоря, соответствующие сведения должны находиться в документах, подтверждающих наличие договора перевозки товаров и сопровождающих их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

В п. 6 ст. 115 Закона N 129-З приводится перечень случаев, когда при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Республики Беларусь таможенный орган отправления, исходя из характера товаров, вправе устанавливать место доставки товаров независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. В частности, это касается следующих случаев:
— если в отношении перемещаемых товаров необходимо проведение определенных форм таможенного контроля и в таможенном органе отправления, а также в месте доставки, заявленном декларантом, отсутствуют условия для проведения таких форм таможенного контроля с принятием мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (это может иметь место в случае необходимости проведения таможенного досмотра перемещаемых товаров);
— если таможенные операции в отношении перемещаемых товаров должны быть совершены в определенных пунктах таможенного оформления в соответствии со ст. 257 Закона N 129-З (например, в случае необходимости совершения таможенных операций в отношении военной техники и боеприпасов);
— если пункт назначения, указанный в транспортных (перевозочных) документах, находится в регионе деятельности таможенного органа, расположенного на территории, на которой установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством;
— в случаях, определенных на основе системы управления рисками, применяемой таможенными органами (в частности, данный случай продиктован правом таможенных органов согласно ст. 282 Закона N 129-З устанавливать место доставки товаров независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Республики Беларусь).

В соответствии с п. 7 ст. 115 Закона N 129-З реализована (в рамках ч. 5 п. 7 ст. 145 ТмК ЕАЭС) компетенция Правительства Республики Беларусь по определению порядка изменения места доставки товаров без завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Предусматривается правомочие перевозчика (по согласованию с таможенным органом) изменять место доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. При этом изменять возможно на иное место доставки товаров, являющееся зоной таможенного контроля на железнодорожной станции назначения, подъездных путях железнодорожной станции назначения или железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к железнодорожной станции назначения (п. 8 ст. 115 Закона N 129-З).

Для целей совершения разгрузки, перегрузки (перевалки), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида транспорта, и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории ЕАЭС, а также замены транспортных средств, перевозящих такие товары, регионом деятельности таможенных органов является территория Республики Беларусь (ст. 116 Закона N 129-З).

На сегодняшний день Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 N 247 (ред. от 31.10.2022) «О перемещении транспортных средств» устанавливает запрет на перемещение по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах — членах ЕС, и перечень автодорожных пунктов пропуска и соответствующих им специально установленных мест, куда могу следовать грузовые транспортные средства и тягачи, зарегистрированные в государствах — членах ЕС, для совершения грузовых операций и (или) перецепки, который приведен в приложении 1 к Постановлению Совмина от 22.04.2022 N 247.

С 10.10.2022 года изменен порядок регистрации автоперевозчиков ЕС при оформлении разрешений на территории Беларусь. Для автомобильного перевозчика, зарегистрированного в государствах – членах Европейского союза, предоставляется возможность оформления в Транспортной инспекции разрешения на международную перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь.

Для этого перевозчику необходимо:
— зарегистрироваться в качестве автомобильного перевозчика иностранного государства (Европейский союз) в автоматизированной системе по оформлению разрешений – https://dazvol.mtkrbti.by;
— авторизоваться в личном кабинете автоматизированной системы –https://dazvol.mtkrbti.by;
— оформить в автоматизированной системе счет-фактуру на количество заявленных к оформлению разрешений и оплатить заказ по указанным реквизитам. Стоимость оформления такого разрешения Транспортной инспекцией составляет 15 базовых величин (480 белорусских рублей по состоянию на 13.12.2022);
— обратиться за оформлением разрешений в одно из структурных подразделений филиалов Транспортной инспекции в г. Минске и областных городах.

Таким образом, для иностранных перевозчиков сохраняется правило доставки грузов с целью последующей перегрузки или перецепки в специально установленных местах. При этом сохраняется и порядок использования разрешений на проезд по территории страны, переданных белорусской стороной компетентным органам иностранных государств.

О.В. Аксютик, заведующий юридической
консультацией «Линия права»

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть