Новый КоАП Республики Беларусь вступил в силу 1 марта 2021 года.
В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.
В новом КоАП также впервые закреплено правило, согласно которому его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии.
Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
— устное замечание;
— предупреждение;
— меры воспитательного воздействия.
Устное замечание подразумевает разъяснение физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.
Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.
Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей. Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП.
Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение законодательства;
2) принесение извинений потерпевшему;
3) обязанность загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.
Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.
Новшества в системе взысканий.
В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения.
Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в базовых величинах. Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены ниже в таблице:
Категория правонарушителей | Размер штрафа, БВ |
Физлица | ≤ 10 |
ИП | ≤ 25 |
Организации | ≤ 50 |
Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф.
При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в базовых величинах, но обязательно в размере, превышающем:
Категория правонарушителей | Размер штрафа, БВ |
Физлица | > 10 |
ИП | > 25 |
Организации | > 50 |
Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
Новшества в видах взысканий.
Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий. В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права. Предупреждение более не является административным взысканием. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.
Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения.
Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
— признание факта совершения правонарушения;
— согласие на освобождение от административной ответственности;
— вынесение предупреждения;
— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения за такое же нарушение;
— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности за такое же нарушение.
Общественные работы – новый вид административного взыскания.
Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы. Между ними есть существенная разница. Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч. и выполняются не более 4 ч. в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.
Общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:
— пенсионеры;
— несовершеннолетние;
— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
— инвалиды I и II группы;
— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;
— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.
В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 базовых величин или административным арестом.
Воробей Е.А., адвокат юридической консультации
Кобринского района