Реорганизация юридического лица представляет собой важный механизм, позволяющий устранить сложившиеся в деятельности организации проблемы, переориентировать ее направления деятельности или достичь иных поставленных задач. Законодатель, предусмотрев возможность реорганизации юридического лица, руководствуясь презумпцией добросовестности и разумности участников гражданского оборота, не установил достаточные правовые механизмы, которые бы позволили конкретизировать данный процесс.
Экономический кризис и постоянно растущее количество организаций, испытывающих финансовые трудности, вынудили собственников бизнеса и иных заинтересованных лиц изыскивать механизмы, которые бы позволили разрешить финансовые проблемы. Одним из таких механизмов является реорганизация юридического лица.
Реорганизация юридического лица – это процесс существенного изменения его структуры или организационно-правовой формы.
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы реорганизации юридических лиц, -Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК). Он предусматривает исчерпывающий перечень форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (п.1 ст.53 ГК).
Процесс реорганизации хозяйственных обществ более детально урегулирован в Законе Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) (ст.15-23).
Главный признак реорганизации — универсальное правопреемство, то есть переход прав и обязанностей в результате реорганизации от одних юридических лиц к другим (ст.129 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (п.1 ст.53 ГК, ст.21 Закона).
В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п.3 ст.53 ГК).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.53 ГК).
Правопреемство при реорганизации юридических лиц регламентирует ст.54 ГК.
Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходит к вновь возникшему юридическому лицу.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организованно-правовой фирмы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного лица, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
Основанием перехода прав и обязанностей при реорганизации при слиянии, присоединении и преобразовании является передаточный акт, а при разделении и выделении – разделительный баланс.
Передаточный акт и разделительный баланс:
1) должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
2) утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст.55 ГК).
Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п. 4 ст. 54, п. 3 ст. 56 ГК). Это является гарантией и особым правом кредитора.
Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества.
С одной стороны, законодательство устанавливает обязанность уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации, а также устанавливает срок, в течение которого данная обязанность должна быть исполнена. С другой стороны, отсутствует ограничение на осуществление государственной регистрации образуемых юридических лиц до истечения вышеуказанного 30-дневного срока.
Должник может направить уведомление о принятом решении о реорганизации и в тот же день осуществить государственную регистрацию вновь возникших юридических лиц. С формальной точки зрения, законодательство не будет нарушено, чем в данное время и злоупотребляют должники. В таких ситуациях кредитор был фактически лишен возможности защитить свои права.
Наиболее действенным механизмом защиты прав кредиторов в такой ситуации является подача заявления о признании государственной регистрации созданного юридического лица недействительной в порядке, предусмотренном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Обратиться с таким заявлением в суд могут лица, чьи права и законные интересы нарушены в течение 3-х лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации.
В заявлении по данной категории дел необходимо указать, что несвоевременное уведомление кредитора о предстоящей реорганизации должника нарушило порядок создания юридического лица, образуемого путем реорганизации правопредшественника. Из этого следует, что указанные в поданном в регистрирующий орган заявлении о регистрации вновь созданного юридического лица сведения о соблюдении порядка его создания не соответствуют действительности, то есть являются заведомо ложными.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательства реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст.56 ГК).
Для государственной регистрации организаций, создаваемых в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в п.14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение о регистрации).
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы организаций в связи с реорганизацией в форме выделения, преобразования и присоединения, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в п.16 Положения о регистрации.
В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п.3 ст.53 ГК). В частности, такие случаи установлены главой 5 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Лазарева Л.А., адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально