При оказании юридической помощи достаточно широко используются технологии, позволяющие в режиме текущего времени общаться с собеседником удаленно и при этом оперативно получать от него копии документов, графическую и иную информацию.

Ранее такой способ работы чаще практиковался при работе с клиентами – субъектами хозяйствования, поскольку для них официальная переписка с контрагентами и удаленное общение с ними давно стало привычным. В ситуации, когда юридическая помощь требуется клиенту срочно, использование электронной почты и мессенджеров – лучший способ сэкономить время на пересылке документов и подготовке ответа на заданные вопросы.

Граждане также зачастую стали прибегать к возможности получить удаленную консультацию выбранного ими адвоката, высылая необходимые для изучения ситуации документы в мессенджерах (Viber, Skype, Telegram и других), и общаясь затем текстовыми сообщениями, в режиме онлайн-консультации либо обычного телефонного разговора. Особенно актуальным такое общение стало в связи с распространением коронавирусной инфекции и уходом многих работников и организаций в режим «удаленной работы».

Можно выделить два основных способа общения с клиентом онлайн: путем отправления текстовых сообщений и общение с использованием видеоконференцсвязи. Второй способ, очевидно, наиболее похож на обычный процесс консультирования.

Среди основных преимуществ удаленного оказания юридической помощи можно назвать следующие:

во-первых, это удобство получения помощи, поскольку нет необходимости организовывать личную встречу и тратить время на дорогу,

во-вторых, это временная независимость, поскольку человек имеет возможность в любое время связаться со специалистом и получить оперативную юридическую помощь, либо в случае необходимости изучения документов – передать их для изучения,

в-третьих, это повышенная мобильность и экономия времени, поскольку процесс общения с адвокатом существенно ускоряется за счет отсутствия необходимости личной встречи,

в-четвертых, это доступность помощи, поскольку общение с адвокатом онлайн становится возможным не только в населенных центрах, где непосредственно ведут прием адвокаты, но в любом месте, где есть возможность подключиться к сети «Интернет», что позволяет клиенту существенно сэкономить и время, и деньги;

в-пятых, для клиентов, безусловно, дополнительным бонусом является возможность обратиться за помощью к любому из выбранных им адвокатов, независимо от его местонахождения.

Несмотря на большое количество преимуществ, работа онлайн имеет ряд минусов. В случаях общения посредством текстовых сообщений, могут возникнуть проблемы, связанные,  во-первых, с некоторой опосредованностью общения адвоката с клиентом через текст, во-вторых, опасностью предоставления неполной или неточной информации клиентом при формулировании вопросов. Общаясь с адвокатом в текстовом варианте, человек должен уметь четко письменно излагать свои проблемы и описывать ситуацию. В случаях, когда  клиент испытывает затруднения, лучше воспользоваться телефоном либо использовать формат видеоконференции. С другой стороны, при использовании удаленного консультирования, передача информации клиенту в виде текста позволяет точно указать нормы законодательства и предопределяет в дальнейшем возможность апеллировать к написанному и переданному тексту в случае, если клиент считает, что консультация неполная или неправильная.

С началом пандемии более широкое распространение получило также использование технологий для удаленного общения с участниками процесса в экономических судах, а также судах общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел.

Законодательно такая возможность предусмотрена нормами процессуального законодательства, регулирующими использование в гражданском и хозяйственном процессе систем  видеоконференцсвязи (ст. 175, ч. 2 ст. 178, ст. 1851, п. 91 ст. 262, ч. 6 ст. 267 Гражданского процессуального кодекса, ст. ст. 83, 170, 1761, 189 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), действующими достаточно давно, однако не слишком охотно использовавшимися судами до недавнего времени. В настоящее время практика использования ВКС достаточно широко распространена в судах, имеющих техническую возможность для ее обеспечения.

Необходимо отметить, что гражданские дела иногда рассматриваются не с использованием ВКС, а с применением иных программ, делающих возможным дистанционное участие в процессе в режиме онлайн: Skype, Viber, WhatsApp, Zoom и др. Законодательно порядок проведения и оформления процессуальных действий с использованием таких программ в настоящее время не закреплен. Указанные способы используются судами при объективной невозможности обеспечить присутствие лиц в судебном заседании и только с согласия сторон в целях обеспечения большей оперативности, открытости правосудия, реализации прав на судебную защиту, в связи с территориальной удаленностью лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, а также для обеспечения эпидемиологической безопасности.

Тем не менее, в некоторых случаях при невозможности обеспечить проведение ВКС, а также в некоторых иных случаях суды требуют личного участия сторон и их представителей в заседании суда.

Можно предположить, что дальнейшему распространению использования технологий при отправлении правосудия будет способствовать, в первую очередь, законодательное закрепление возможности их использования.

Что касается использования технологий в работе адвоката, то в силу большей диспозитивности законодательного регулирования процесса оказания юридической помощи, их использование, полагаем, будет только расти.

Е.П. Шиманская, адвокат юридической консультации
Барановичского района и г. Барановичи

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть