При возбуждении и ведении административных процессов граждане  редко обращаются к услугам адвоката. Это объясняется рядом причин, в том числе несерьезным восприятием гражданами последствий таких процессов (уплачу штраф — и все), убежденности физического лица в своей невиновности, вера в объективное разбирательство по делу и т.п. Вместе с тем, при ведении административного процесса должны соблюдаться требования ПИКоАП Республики Беларусь, которые знает не каждый  гражданин, привлекаемый к административной ответственности. Нарушение его положений влечет установленную законом ответственность и признание принятых решений не имеющими юридической силы. Доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, не имеют юридической силы и не являются основанием для принятия решения по делу.

В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что участие  квалифицированного адвоката в административном процессе, особенно на    его первоначальной стадии, помогает во многих случаях избежать ошибок при принятии решений органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях.

Адвокат проводит своеобразную независимую правовую экспертизу материалов дел об административных правонарушениях. Она включает в себя оценку следующих основных критериев:

  1. Соблюдение предусмотренных КоАП сроков привлечения к административной ответственности.

Например, в соответствии со ст. 7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено за административное правонарушение не позднее двух месяцев со дня совершения, а за длящееся — не позднее двух месяцев со дня обнаружения либо прекращения и т.п.

 В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.

При отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении проверки либо предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 3 части 3 ст. 11.2 ПИКоАП административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

  1. Определение наличия состава административного правонарушения в действиях (бездействиях) физических и юридических лиц.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих квалифицировать деяние, как административно наказуемое. Их описание содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП.

Так, признаками административного правонарушения являются:

— совершение деяния (действие или бездействие);

— противоправность деяния (деяние запрещено КоАП);

— наличие вины (отношение лица к совершенному деянию) в форме умысла или неосторожности;

— общественная опасность деяния (в меньшей степени, чем при совершении преступления), т.е. нанесение или угроза нанесения вреда охраняемым объектам;

— предусмотренная административная ответственность.

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Объективный признак состава административного правонарушения — объект посягательства, объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (например, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудие совершения). Субъективный признак — субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Таким образом, административное правонарушение, с точки зрения состава, имеет его объект (общественные отношения, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъекта правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности). От наиболее точного определения объективной стороны административного правонарушения зависит привлечение лица к административной ответственности и размер штрафных санкций.

При этом на практике выделяются характеризующие административные правонарушения данные о типичных:

— способах совершения и сокрытия правонарушений и типичных последствиях их применения;

— обстоятельствах совершения правонарушения (место, время, обстановка);

— обстоятельствах, способствовавших совершению правонарушения.

  1. Правильное применение обстоятельств, исключающих административный процесс.

Обстоятельства, исключающие административный процесс, предусмотрены в ст. 9.6 ПИКоАП Республики Беларусь.

Так,  одним  из   обстоятельств, исключающих  административный   процесс, является  принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния.

Нормой, устраняющей административную ответственность, является норма, которая, не изменяя законодательного отношения к противоправности деяния, отменяет применение за его совершение мер административной ответственности. Нормой же, устраняющей противоправность деяния, ликвидируются те положения акта законодательства, которые определяют то либо иное деяние в качестве противоправного, т.е. в данном случае в качестве административного правонарушения. Таким образом, деяние, им закрепляемое, перестает быть противоправным и административно наказуемым.

Момент вступления той либо иной нормы законодательства в законную силу связан с моментом ее опубликования. Согласно ст. 65 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Именно со дня, следующего за днем официального опубликования, следует считать действующим акт законодательства, который устраняет административную ответственность или противоправность деяния.

  1. Соблюдение норм административного законодательства, влекущих правомерное освобождение от административной ответственности.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случаях, предусмотренных КоАП (например, по малозначительности), а индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — по решению Президента Республики Беларусь.

  1. Непривлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления, дело об административном правонарушении прекращается и передается прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

  1. Выявление всех обстоятельств, подлежащих выяснению, в том числе смягчающих и отягчающих ответственность.

В соответствии со ст. 7.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: чистосердечное раскаяние; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий; добровольное возмещение (устранение) причиненного вреда либо исполнение возложенной обязанности и др.

Согласно ст. 7.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; вовлечение в него несовершеннолетнего; совершение административного правонарушения: повторно, группой лиц, в чрезвычайных обстоятельствах и др.

  1. Соблюдение требований к составлению протоколов и постановлений об административных правонарушениях.

Ст. 10.2 ПИКоАП Республики Беларусь предусматривает требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении. В случае их несоблюдения дело об административном правонарушении в пятидневный срок возвращается направившему его органу с вынесением соответствующего постановления (ч.1 ст. 11.3 ПИКоАП Республики Беларусь).

  1. Соблюдение иных процессуальных норм (сроков рассмотрения и т.д.).

При наличии поводов и оснований административный процесс начинается с составления протокола об административном правонарушении. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 9.6 ПИКоАП, административный процесс исключается.

Таким образом, учитывая сложность и многогранность вышеизложенного, полагаю, что участие адвоката в административном  процессе, всегда будет способствовать принятию законного и  обоснованного решения по административному делу.

                                                                Адвокат, осуществляющий деятельность индивидуально, Туровец Г.М.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть