Иногда возникают ситуации, когда покупатель отказывается принимать товар надлежащего качества, который доставлен из интернет-магазина.
Продажа товаров в интернет-магазине регулируется Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 (ред. от 16.05.2025), Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З (ред. от 22.04.2024) «О защите прав потребителей», а также положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
При этом следует отличать право покупателя на отказ от товара надлежащего качества от права покупателя на возврат либо обмен товара надлежащего качества.
В соответствии с п.1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З (ред. от 22.04.2024) «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 (ред. от 02.02.2022) «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
Право покупателя на отказ от товара надлежащего качества закреплено п. 3 ст. 467 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В соответствии с п. 3 ст.467 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи до передачи товара при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.
При этом в законодательстве отсутствует обязанность покупателя пояснять продавцу причину отказа от товара. Отказаться можно от любого товара до его передачи.
Таким образом, покупатель может реализовать свое право на отказ от товара до его передачи только при возмещении продавцу необходимых расходов, понесенных при выполнении договора.
Законодательством не установлено, какие именно расходы подлежат возмещению покупателем в такой ситуации.
Полагаю, что к таким расходам можно отнести расходы продавца по доставке товара покупателю.
При этом следует учитывать, что законодательством предусмотрен случай, когда отказ от товара возможен и без возмещения продавцу расходов, понесенных при выполнении договора.
Так, в соответствии с ч.4 п.1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З (ред. от 22.04.2024) «О защите прав потребителей» если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.
А.В. Латышева, адвокат юридической консультации
Барановичского района и г. Барановичи