Профилактика правонарушений – неотъемлемая часть деятельности государственных органов и организаций, направленная на предупреждение противоправных действий граждан, склонных к совершению правонарушений. Профилактика правонарушений применяется также при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности. Субъектами профилактики правонарушений в Республике Беларусь, то есть органами, осуществляющими деятельность по профилактике правонарушений, являются органы внутренних дел, органы прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенные органы, органы Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, Вооруженные Силы Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и др.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 04 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (в редакции от 08.07.2024 года) (далее – Закон) профилактика правонарушений – это деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства. Исходя из указанного определения, меры профилактики правонарушений могут быть общими, то есть направленными на неопределенный круг лиц, и индивидуальными. В данной статье более подробно будут рассмотрены меры, направленные на индивидуальную профилактику правонарушений, а также особенности, порядок реализации и социальное значение такой меры индивидуальной профилактики, как коррекционная программа.
В статье 23 Закона перечислены основные меры индивидуальной профилактики, к которым, в частности, относятся:
профилактическая беседа;
официальное предупреждение;
профилактический учет;
защитное предписание;
коррекционная программа;
иные меры, предусмотренные законодательными актами.
Определение коррекционной программы закреплено в статье 31-1 вышеуказанного Закона Республики Беларусь, согласно которой коррекционная программа – это комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.
Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица – субъекта профилактики правонарушений. Коррекционная программа проводится исключительно с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие. Проведение данной программы обеспечивается в соответствии с законодательством в сфере оказания психологической помощи и осуществляется на безвозмездной основе. Местные исполнительные и распорядительные органы, лечебно-трудовые профилактории, учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, иные государственные организации при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи в пределах своей компетенции определяют государственную организацию, иную организацию либо психолога, ответственных за проведение коррекционной программы, привлекаемых к оказанию психологической помощи иных субъектов профилактики правонарушений, о чем информируют гражданина, совершившего домашнее насилие. Государственная организация, иная организация либо психолог, ответственные за проведение коррекционной программы, после непосредственного обращения гражданина, совершившего домашнее насилие, составляют документ, определяющий с учетом личности этого гражданина и имеющейся информации о его противоправном поведении комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи, место, время, последовательность и сроки их проведения, а также вид, форму и способ оказания психологической помощи. С согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, и совершеннолетнего пострадавшего от домашнего насилия психологическая помощь может оказываться с участием последнего.
Для повышения эффективности оказания психологической помощи органами внутренних дел, иными субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции государственной организации, иной организации либо психологу, ответственным за проведение коррекционной программы, с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие, передаются информация о совершенных им правонарушениях и иные его персональные данные.
Согласно статьи 31-2 Закона согласие о передаче информации о домашнем насилии – это свободное, однозначное, информированное выражение воли пострадавшего от домашнего насилия о передаче информации о совершенном в отношении него домашнем насилии и иных его персональных данных, необходимых для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему соответствующими субъектами профилактики правонарушений предусмотренных законодательством помощи и социальных услуг.
Согласие о передаче информации о домашнем насилии в течение следующего рабочего дня с момента его получения направляется проводящим профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия субъектам профилактики правонарушений согласно компетенции. Наличие согласия о передаче информации о домашнем насилии либо непосредственное обращение пострадавшего от домашнего насилия к субъекту профилактики правонарушений являются основанием для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему по инициативе соответствующего субъекта профилактики правонарушений помощи и социальных услуг.
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционирует и продолжает развиваться реестр информации о фактах домашнего насилия, который предназначен для сбора, обработки, регистрации, накопления, сохранения и использования информации о фактах домашнего насилия. Функционирование реестра информации о фактах домашнего насилия обеспечивается Министерством внутренних дел, которое ответственно за формирование реестра, сохранность и защиту информации о фактах домашнего насилия, соблюдение порядка предоставления хранящейся информации.
Иные субъекты профилактики правонарушений, подчиненные Правительству Республики Беларусь, которые проводят профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия, в пределах своей компетенции обеспечивают регистрацию и передачу информации о фактах домашнего насилия в органы внутренних дел с целью последующего внесения данных сведений в реестр. В целях формирования реестра информации о фактах домашнего насилия, эффективного применения мер индивидуальной профилактики правонарушений обработка персональных данных осуществляется должностными лицами субъектов профилактики правонарушений, которые проводят профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия, без согласия субъекта персональных данных с соблюдением требований законодательства о персональных данных. Персональные данные, помещенные в реестр информации о фактах домашнего насилия, хранятся пять лет и по истечении указанного срока удаляются.
Таким образом, коррекционная программа, как один из видов индивидуальной профилактики правонарушений, представляет собой эффективный комплекс мер, который, с одной стороны, направлен на профилактику правонарушений лица, склонного к совершению домашнего насилия, предупреждение возможных административно-правовых и уголовно-правовых последствий таких действий, корректировку поведения лица, склонного к совершению правонарушений, выявлению и учету случаев применения насилия; с другой стороны – оказание психологической помощи лицам, страдающим от домашнего насилия, выявлению таких лиц и принятию мер к их защите, оказанию юридической помощи, восстановлению ненасильственной коммуникации в семье, предоставлению возможности работы со специалистами в области семейной психологии и налаживанию благоприятного семейного климата.
Добринец И.В., заведующим юридической консультацией
Столинского района