Преобразование является одной из пяти (слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование) форм реорганизации юридического лица, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Каждой из них присущи как общие черты, так и индивидуальные особенности.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч. 1 п. 4 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Из толкования легальной дефиниции преобразования и правовых последствий такой формы реорганизации может складываться ошибочное представление о том, что в результате реорганизации в форме преобразования создается новое юридическое лицо другой организационной формы.

Однако, необходимо отличать создание юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования от вновь создаваемого юридического лица.

При создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования реорганизуемое юридическое лицо фактически продолжает свою деятельность, такая корпоративная процедура не влечет создания нового юридического лица. То есть, в результате реорганизации в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы одного и того же уже существующего юридического лица.

Такой вывод следует из системного толкования положений ст. 53, п. 5 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь, абз. 2 п. 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, п. 14 и п. 15 Положения о едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида за последним сохраняется прежний регистрационный номер (абз. 6 п. 20 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10.03.2009 № 25).

Кроме того, в п. 11.2 и 11.3 приложения № 1 к Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10.03.2009 № 25, реорганизация в форме слияния, разделения и выделения указана, как способ создания юридического лица, а реорганизация в форме преобразования, выделения и присоединения, как внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы.

Таким образом, на момент государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования, к примеру, неприменимо условие о возможности сформировать уставный фонд юридического лица, созданного в результате преобразования, в течение двенадцати месяцев с даты его государственной регистрации (ч. 2 п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1). Указанное применимо лишь к первичному формированию уставного фонда коммерческой организации при ее учреждении (когда допускается только объявить, но не сформировать уставный фонд юридического лица).

Уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, должен быть сформирован в размерах, предусмотренных изменениями и (или) дополнениями, вносимыми в устав реорганизуемого юридического лица, в том числе в случае реорганизации в форме преобразования с одновременным увеличением уставного фонда такого юридического лица (уже действующей коммерческой организации). При этом стоит помнить, что реорганизация в форме преобразования и увеличение уставного фонда юридического лица являются двумя самостоятельными корпоративными процедурами.

Недопустимо считать, что реорганизация в форме преобразования влечет исключение из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реорганизуемого (существующего) юридического лица с момента государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в результате такой реорганизации.

Не следует также обобщать реорганизацию в форме преобразования лишь как изменение наименования юридического лица и утверждение устава в новой редакции, обусловленного новой организационно-правовой формой юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования.

Таким образом, в результате реорганизация в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы существующего юридического лица, порождающее правопреемство от одной организационно-правовой формы юридического лица к другой. Такое изменение организационно‑правовой формы юридического лица и будет являться созданием юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования. Цикл существования реорганизуемого юридического лица не прекращается преобразованием, а продолжается в измененной организационно-правовой форме.

А.В. Вашкевич, адвокат специализированной юридической
консультации г. Бреста «Бизнес и право»

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть