Знойные дни лета 1944 года стали решающими в изгнании фашистов с белорусских земель, бои вошли в историю под названием военной наступательной операции «Багратион».

День за днём освобождались деревни и города нашей Родины. В ходе Люблинско-Брестской операции (18 июля- 2 августа 1944 года), которая явилась частью более масштабной операции «Багратион», было завершено освобождение юго-западных областей БССР. Для Кобрина знаменательным днем стал двадцатый день июля 1944 года.

Территория города находилась под оккупацией с июня 1941. Оккупанты установили свой «порядок», призванный сломить дух сопротивления у кобринчан и истребить его. С этой целью на территории города и Кобринского района было проведено за время оккупации 65 карательных мероприятий, а грабежи, насилие, истязание и убийства стали «нормой» для гитлеровских солдат.

Данные Национального архива Республики Беларусь по Кобринскому району за 1942-1944 гг. ужасают. Сожжены или частично уничтожены вместе с людьми населенные пункты: д. Борисовка, д. Борки, д. Борщи, д. Зосимы, д. Каменка, д.Орел, д. Речица, д. Лука, д. Новоселки, д. Площины, д. Рудец Большой, д. Рудец Малый, д. Черевачицы, д. Повить, д. Совпли.

Ночь с 6 на 7 ноября 1943 года стала роковой для жителей деревни Черевачицы. Услышав выстрелы, жители бросились в лес. Но не все смогли убежать. Каратели поджигали соломенные крыши домой, а жителей, выбегающих из огненных домов, расстреливали. Той ночью были убиты 56 жителей деревни, сожжены все дома и хозяйственные постройки, уцелела лишь церковь. Трагедии предшествовал подрыв партизанами гитлеровских эшелонов на железнодорожной станции (вероятно ко дню Октябрьской революции), следы на свежевыпавшем снегу озлобленных оккупантов привели в деревню.

Сотни деревень Беларуси так и не возродилось после окончания войны. Таким пятном на карте Кобринщины  оказалась и деревня Орел.

Как и другие города Беларуси город отвоевывался большой ценой. Фронт уверенно наступал и продвигался к Кобрину. Врагу необходимо было закрепиться на территории, чтобы демобилизовать наступление Красной Армии, в связи с этим фашисты решили создать здесь мощные укрепления. С мая 1944 года стали сооружаться доты в городе и на подступах к нему.

Начальник разведки 60-го гвардейского корпусного артиллерийского полка Алексей Маленков в своей книге воспоминаний «Лавиной грозной к Бресту» так описывает те памятные события: «В течение 19-20 июля шли ожесточенные бои за Кобрин – важнейший узел сопротивления на пути к Бресту. Здешняя земля начинена осколками мин и снарядов, обильно пролита кровью наших солдат…» «Большая группа гитлеровцев засела в одном из домов и сильным огнем остановила продвижение 1-й роты 37-го полка. Командир батальона гвардии майор Н.Г. Лысенко приказал выкатить полковые орудия ближе к пехоте. Артиллеристы ударили по дому, пулеметы сосредоточили огонь по окнам и чердакам. Воины бросились вперед. Через несколько минут в доме не осталось ни одного живого фашиста. Так же действовали и другие роты и батальоны полков».

Согласно сводке Совинформбюро СССР за 20 июля 1944 года на Брестском направлении наши войска, развивая наступление, овладели городом и крупной железнодорожной станцией Кобрин. Но фактически противник оставил город лишь на рассвете 21 июля 1944 года. Советские солдаты оставили освобожденный город и фронт ушел в направлении Бреста.

Местные жители стали возвращаться в город буквально в первые же дни после его освобождения. В документах тех лет встречается информация, что к моменту освобождения города в нём проживало всего лишь около 2 тыс. жителей. За период оккупации, которая длилась 1142 дня, только в самом городе было уничтожено свыше 8 тыс. человек.

Река Мухавец, ставшая водной преградой для наших воинов, после боя обнаружила перед взором местного населения, вышедшего из лесов и укрытий с узлами к своим жилищам, взорванные мосты. Город представлял из себя пепелище и разруху.

Городу пришлось, что называется, возродиться из пепла. Поврежденные здания были отремонтированы, некоторые – восстановлены. Например, в надлежащее состояние был приведен дом, в котором некогда жил А.В. Суворов, использовавшийся немецкими оккупантами вначале для размещения начальной украинской школы, а затем — в качестве конюшни. В 1946 году там открылся военно-исторический музей им. А.В. Суворова. Увеличивалась численность населения, восстанавливались заводы, мастерские, электростанция. Уже в июле 1945 года  возобновилось судоходство по Днепро-Бугскому каналу.

С тех пор у кобринчан стало прекрасной традицией ежегодно в двадцатый день июля отмечать день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и чтить память павших за его освобождение воинов.

 

Тхагалегова А.А., адвокат юридической консультации
 Кобринского района

Мингазова Е.В., адвокат, заведующий юридической
консультации Кобринского района

 

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть