Превентивный аспект в борьбе с коррупцией национальным законодателем выделяется особо выпукло, и транспарентность играет, по нашему мнению, ключевую роль. Имеется в виду криминологическая (антикоррупционная) экспертиза правовых актов, рассматриваемая в качестве важнейшего средства выявления рисков криминогенного характера, сопряженного с технологиями правового мониторинга.

В Республике Беларусь правовые и организационные основы криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов закреплены нормами Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; Указа Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 № 244 (ред. от 24.01.2014) «О криминологической экспертизе» (вместе с Положением о порядке проведения криминологической экспертизы); Указа Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 230 (ред. от 17.11.2020) «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы».

Следует отметить, что важность и значимость криминологической (антикоррупционной) экспертизы в сфере профилактики и предупреждения преступлений подтверждается, в том числе Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В целом данный вид экспертизы рассматривается в качестве одной из основных мер общей профилактики коррупционных правонарушений.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать некоторую терминологическую неопределенность понятия криминологическая (антикоррупционная) экспертиза, как эффективного инструмента обеспечения надлежащего качества правовых актов, формирования единства правового поля, как в теории права, так и в правоприменительной практике, реализации принципов информационной открытости и транспарентности.

Представляется востребованным уточнение как самого понятия «криминологическая экспертиза нормативных правовых актов» с акцентом на антикоррупционной составляющей, так и определение достаточного в содержательном отношении субъектного состава лиц, осуществляющих данную экспертизу, как на профессиональном, так и общественном уровнях с учетом современных принципов информационной открытости и транспарентности.

Интересным представляется опыт в данной сфере правового регулирования общественных отношений наших ближайших соседок: Украины и России. В соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» антикоррупционная экспертиза закреплена как деятельность по выявлению в нормативных правовых актах положений, которые самостоятельно или в сочетании с другими нормами могут способствовать совершению коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией. В Российской Федерации на федеральном уровне законодательно закреплено понятие антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, а также определено такое направление деятельности государственных органов, как введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупционных проявлений.

В модельном законе СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» рекомендовано определение антикоррупционной экспертизы правовых актов как деятельности специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Впервые введено понятие «антикоррупционные стандарты», под которыми понимаются единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.

Фактически главные антикоррупционные принципы, связанные с  информационной открытостью и транспарентностью, не нашли отражения в соответствующих актах государств-членов СНГ в качестве основополагающих критериев в определении понятия антикоррупционной экспертизы правовых актов, что несколько снижает эффективность правового регулирования данной деятельности по снятию коррупциогенных факторов.

Исследовав опыт зарубежного законодательства по противодействию коррупции, модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», с учетом анализа действующего антикоррупционного законодательства Беларуси, накопленной правоприменительной практики и доктринальных подходов к противодействию и борьбе с коррупцией представляется целесообразным и достаточно эффективным решение накопившихся проблем посредством:

— уточнения понятия «криминологическая экспертиза нормативных правовых актов» с акцентом на антикоррупционной составляющей, основанной на принципах информационной открытости и транспарентности. В том числе конкретизации определения криминологической экспертизы как деятельности уполномоченных лиц государства, гражданского общества по выявлению корупционногенности правовых актов и их проектов;

— разработки и внедрения антикоррупционного информационного стандарта как системы межотраслевых гарантий, запретов и ограничений, раскрывающих значение информационной открытости и транспарентности в антикоррупционной политике государства. Данный стандарт должен быть реализован в конкретных правовых нормах с закреплением порядка его реализации.

Т.З. Шалаева, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть