Федор Иванович Шпаков родился в городе Рославле Смоленской области в 1912 году, выходец из семьи рабочего и домохозяйки. После окончания семи классов средней школы города Рославля он поступил в Ленинградскую педагогическую школу. С 1936 по 1939 г.г. работал учителем начальной школы для детей в Ленинградской области, а затем — учителем начальной школы для взрослых в г. Ленинграде.
Работу преподавателем Шпаков Ф.И. совмещал с обучением в Ленинградской юридической школе, которую успешно окончил в 1939 году и стал работать народным следователем Хиславичского района Смоленской области.
Накануне Великой Отечественной войны в конце апреля 1941 года Шпаков Ф.И. вернулся в Ленинград и поступил на службу в линейное отделение милиции при Московском вокзале Октябрьской железной дороги в качестве оперуполномоченного. А 8 сентября 1941 года началась сухопутная блокада Ленинграда. Оставалась узкая полоска Ладожского озера, соединяющая город с большой Землей, но и она была под контролем авиации и артиллерии немцев и финнов.
18 сентября 1941 года военный совет Ленинградского фронта принял постановление «Об усилении борьбы с дезертирством и проникновением вражеских элементов в город». С этой целью в Ленинграде было создано три заградительные линии, в охране которых участвовали работники УНКВД. На всех важнейших магистралях города, в том числе на железной дороге, были выставлены контрольно-пропускные посты, между которыми осуществлялось постоянное патрулирование нарядов милиции. Для выполнения этих задач были задействованы и сотрудники Октябрьской дорожной милиции.
Милиционеры ежесуточно патрулировали важнейшие оборонные объекты, производили облавы, проверки документов у жителей отдельных кварталов и домов, дежурили на эвакопунктах при переселении из южных районов города в северные, чтобы не допустить преступного элемента, дезертиров, шпионов и диверсантов, повысить безопасность блокадного Ленинграда. Вместе со своими коллегами эти функции выполнял и Федор Иванович Шпаков.
Федору Ивановичу пришлось пережить первую, особенно суровую блокадную зиму в Ленинграде: как раз в это время начался массовый голод, проблемы с отоплением и транспортом. Это привело к сотням тысяч смертей среди жителей города. Шпакову удалось выжить, но пережитые лишения негативно отразились на его состоянии здоровья: впоследствии он был признан инвалидом Великой Отечественной войны.
В марте 1942 года началась первая массовая эвакуация жителей блокадного Ленинграда. Шпаков Ф.И. вместе с другими своими коллегами по службе был эвакуирован из г. Ленинграда в г. Шахты, где продолжил службу в линейном отделении милиции станции Шахты Северо-Кавказской железной дороги.
1 октября 1945 года Федор Иванович был уволен с работы по состоянию здоровья: ему была установлена вторая группа инвалидности.
Шпаков Ф.И. вернулся на родину в город Рославль Смоленской области. До марта 1947 года не работал, восстанавливал здоровье. Затем некоторое время заведовал столовой ОРС(а) Брест-Литовской железной дороги.
Затем Шпаков Ф.И. переезжает на постоянное место жительство в город Брест и принимает решение стать адвокатом.
23 августа 1947 года на заседании президиума Брестской областной коллегии адвокатов Шпаков Ф.И. принят стажером Брестской областной коллегии адвокатов. 3 апреля 1948 года Федор Иванович стал членом Брестской областной коллегии адвокатов с местом работы в Домачевской юридической консультации. В июле 1948 года Шпаков Ф.И. был направлен на работу в г. Дивин в качестве заведующего только что созданной Дивинской юридической консультации.
Начало деятельности в адвокатуре Шпакова Ф.И. знаменуется его значительными успехами: адвокат успешно проводит дела на следствии и в суде, выполняет план валового сбора на 125 %, оказывает также бесплатную юридическую помощь, активно занимается правовой пропагандой среди населения на предприятиях и в колхозах.
В 1950 году Шпаков Ф.И. становится заведующим юридической консультацией Малоритского района. Несмотря на небольшой стаж работы в адвокатуре, но благодаря дисциплинированности и исполнительности адвоката Шпакова Ф.И., его желанию помочь, граждане Малоритского района стали активнее обращаться за разрешением правовых вопросов в юридическую консультацию. А Федор Иванович, стремясь повысить уровень образования, поступает в Белорусский государственный университет им. В.В. Ленина, который успешно оканчивает в 1955 году с присвоением квалификации «юрист» по специальности «правоведение».
В 1967-1968 годах состояние здоровья Шпакова Ф.И. — инвалида Великой Отечественной войны — ухудшилось, и 16 сентября 1969 года он был отчислен из Брестской областной коллегии адвокатов по собственному желанию.
Фёдору Ивановичу Шпакову пришлось пережить все ужасы и лишения Великой Отечественной войны. Он стал свидетелем одного из самых трагических ее событий – блокады Ленинграда. Он избежал смерти, с честью выдержал выпавшие на его долю испытания: Федор Иванович был не просто жителем блокадного Ленинграда, он защищал Родину, хоть и не на передовой, но подвергая опасности каждый день свою жизнь в борьбе с преступным элементом, дезертирами, шпионами и диверсантами. Только к 40-летию Победы в августе 1986 года он был награжден юбилейным вариантом ордена Великой Отечественной войны 1 степени.
К сожалению, мы уже не узнаем из первых уст его жизненную позицию. Однако с достаточной точностью можно утверждать, что наш коллега Фёдор Иванович Шпаков внёс достойный вклад в общенародное дело Победы в жестокой борьбе всего советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, проявив стойкость, мужество и отвагу, чем мы, молодое поколение граждан своей страны, можем по праву гордиться.
О.А. Леванчук, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально