Довольно часто граждане обращаются к адвокатам за оказанием юридической помощи по вопросам, связанным с правами потребителей. Отношения в области защиты прав потребителей в Республике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 N 405-З (ред. от 28.08.2012) «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и конечно же — Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З (ред. от 13.06.2018) «О защите прав потребителей», действие данного Закона распространяется на отношения между потребителями и продавцами, изготовителями, поставщиками, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования,  перевозки пассажира и иных подобных договоров.

В последние годы потребители все чаще приобретают товары по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, буклетах или представленным в фотографиях, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет. Но в результате не всегда получают, именно ту вещь, которую они себе представляли и хотели приобрести. Поэтому прежде, чем покупать товар по образцам, потребитель должен подробно изучить все характеристики товара, данные о продавце, способы доставки и другое. Продавец, в свою очередь, должен предоставить потребителю необходимую информацию: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену и условия оплаты товаров, гарантийный срок, если он установлен, рекомендации и ограничения по использованию, дату изготовления, а также срок службы, годности и хранения товаров, наименование, место нахождения изготовителя, продавца и иные сведения.

Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре, то в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

Кроме того, если после получения товара, потребитель пришел к выводу, что данный товар не подходит ему по каким-либо причинам, в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственного товара он вправе возвратить товар надлежащего качества в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом либо обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Для этого потребитель должен обратиться к продавцу с заявлением о возврате товара. Исключение составляют товары, включенные в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Правительством Республики Беларусь.

Товар можно обменять или вернуть, если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке. В случае возврата товара надлежащего качества, продавец должен незамедлительно возвратить потребителю денежную сумму, уплаченную за товар. Если продавец не может удовлетворить требование потребителя незамедлительно, то максимальный срок для удовлетворения требования составляет семь дней. В случае нарушения срока возврата денежных средств, продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

Вообще при покупке товара ненадлежащего качества, потребитель вправе выбрать – требовать ли ему возмещения расходов по устранению недостатков товара либо безвозмездного устранения недостатков товара, либо соразмерного уменьшения покупной цены товара, либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества. Кроме того потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В случае, когда потребитель обратился к продавцу с вышеуказанными требованиями, а продавец отказался их исполнять или не отреагировал на них, потребитель может обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд. При этом следует помнить, что при желании расторгнуть договор купли-продажи необходимо до обращения в суд направить продавцу письменное предложение об этом. Приятным моментом для потребителя является тот факт, что законодатель предусмотрел для потребителя – покупателя товара возможность возмещения морального вреда в денежной форме и взыскания с виновной стороны неустойки. Исковые заявления потребителей государственной пошлиной не оплачиваются.

Не могу не отметить тот факт, что судебная практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев решения выносятся в пользу потребителей.

Квалифицированную юридическую помощь по защите прав потребителей в виде консультации, составления искового заявления и иных документов правового характера могут  оказать только адвокаты.

Н.А. Алексеюк, адвокат юридической
консультации Кобринского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть