В судах всех уровней к 2019 году установлены базовые подсистемы автоматизированной информационной системы судов общей юрисдикции (АИС СОЮ), содержащие контент: «Почтовое взаимодействие», «Общее делопроизводство», «Управление кадрами». Нашли внедрение базовые функции подсистемы аудио и видеофиксации судебных процессов, протоколирования и видео-конференц-связи.
В настоящее время в рамках организации и развития функционального информационного взаимодействия АИС СОЮ с базами данных государственных органов и организаций в автоматизированном режиме посредством общегосударственной автоматизированной системы (ОАИС, portal.gov.by) обеспечена передача судами сведений в базы данных МВД Республики Беларусь (Государственную информационную систему «Регистр населения», банк данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из страны временно ограничено).
Верховный Суд Республики Беларусь с 2018 года начал работы по внедрению и разработке основной подсистемы АИС СОЮ «Судебное делопроизводство» с возможностью формирования единого «электронного дела», расширения применения электронной цифровой подписи в сфере электронного судебного документооборота в целях обеспечения легитимности электронных документов, защиты информации и законных интересов участников электронного судебного процесса. Главой государства поставлена амбициозная задача до 1 января 2022 года осуществить цифровизацию деятельности Верховного Суда и судов областного звена.
Технология «электронное правосудие» представляется в современном мире как онлайн-судопроизводство. Судебные онлайн-процедуры должны включать в себя несколько организационно-правовых аспектов, в основе которых лежит системность и поэтапность судебного процесса.
1. Ведение «электронного дела». Обязательным условием функционирования технологии «электронного правосудия» является ведение дел, как на привычном бумажном носителе, так и в электронной версии (все документы, находящиеся в деле, сканируются и вносятся в базу). К преимуществам, несомненно, можно отнести очевидную экономию времени и денежных средств, автоматизацию делопроизводства. В этом случае нет необходимости запрашивать дела из других судов, а также тратить денежные средства на копирование материалов. К тому же хранение материалов дела в электронном виде способствует и более надежной их сохранности. Однако основным проблемным вопросом является вероятность утечки информации через несанкционированный доступ. В то же время определенных затрат требует и сканирование дел, как находящихся в архивах судов, так и вновь поступающих.
2. Подача заявлений и жалоб в суды через Интернет, что, соответственно, уменьшает сроки доставки обращений в суд и расходы на нее. Однако в настоящее время возникают проблемы удостоверения подлинности обращения участников процесса.
3. Фиксация процесса судебного разбирательства дела на установленные в зале судебного заседания цифровые видеокамеры и микрофоны. Таким образом, фиксируется все происходящее в процессе разбирательства. В случае установки специального автоматического оборудования фальсификация результатов видеосъемки становится практически невозможной. Из недостатков необходимо отметить высокую стоимость оборудования.
4. Обеспечение доступа к текстам судебных решений и к материалам дела посредством сети Интернет. При реализации данного аспекта технологии «электронного правосудия» необходимо учитывать конфиденциальность некоторой информации, которая находится в материалах дела. Если открыть доступ к материалам дела для всех желающих, то в определенных случаях могут быть затронуты личные права человека, подвергнута разглашению коммерческая тайна субъекта хозяйствования либо дискредитирована деловая репутация. Тем не менее, конфиденциальность таких материалов может быть гарантирована, например, посредством криптографических средств защиты информации (электронная цифровая подпись, открытые/закрытые ключи пользователей) либо «обезличиванием» персональной информации. Принято решение до 1 января 2021 года о создании общедоступного электронного банка судебных решений.
5. При наличии возможности ознакомления с материалами дела посредством сети Интернет участники процесса, а также иные заинтересованные лица могли бы ознакомиться с судебной практикой по той или иной категории споров. Это также в большей степени облегчило бы доступ к материалам дел студентам и научным работникам, что благоприятно сказалось бы на подготовке кадров для системы правосудия.
6. Разбирательство дела без вызова сторон в суд. Это, безусловно, самый прогрессивный, однако наиболее далекий от реализации, этап внедрения технологии «электронного правосудия», требующий значительной подготовки, как аппарата суда, так и сторон по делу, а также высокотехнологичной материальной базы. На данном этапе все процессуальные действия совершаются с помощью глобальной сети. О действиях процессуального противника, к примеру, сторона также узнает из Интернета. Несомненным преимуществом является отсутствие возможности воздействия на судей, а также экономия средств и времени.
7. Создание единой защищенной среды информационного взаимодействия национальной судебной системы. Возможно введение Уполномоченного должностного лица (Совет) по информации в правосудии (как в США, Великобритании и др. странах) с полномочиями контроля и надзора за осуществлением электронного правосудия. Установление соответствующих мер ответственности.
Электронное правосудие, цифровизация судебной системы и судебной деятельности, законодательное регулирование информатизации судов должно быть направлено на обеспечение открытости правосудия для общества, сохранению и укреплению высокого уровня доверия к судебной власти, как публичному органу.
Шалаева Т.З., адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально
Брестской областной коллегии адвокатов