В целях защиты своих прав граждане чаще всего обращаются в суд. Однако удовлетворение заявленных требований и вынесение решения суда в пользу одной из сторон по делу не всегда гарантирует восстановление нарушенных прав.

Для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдения и охраны интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов законодательством предусмотрено исполнительное производство.

16 мая 2017 года вступили в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», устанавливающие единые подходы принудительного исполнения исполнительных документов.

Вышеуказанным законом определяются условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.

Законом закреплено право граждан на самостоятельное направление исполнительного документа с должника по месту получения должником заработной платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона если взысканию подлежат денежные средства, до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника — индивидуального предпринимателя или должника — юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель направляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника — индивидуального предпринимателя или должника — юридического лица и (или), зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Также законом предусмотрено направление исполнительного листа в отдел принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.

Исполнение исполнительных документов возлагается на главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и территориальные органы принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 34 Закона, предусмотрен общий срок предъявления к исполнению исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, который составляет 3 года. Исключение составляют удостоверения комиссии по трудовым спорам, срок предъявления к исполнению которых составляет 3 месяца.

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство только при поступлении в орган принудительного исполнения заявления о возбуждении исполнительного производства, и исполнительного документа, предъявленных взыскателем. Указанные документы предъявляются (направляются) в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.

Если взыскателю неизвестно, в каком территориальном органе принудительного исполнения должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (городу Минску) по месту совершения исполнительных действий, определяемому статьей 56 Закона, который в трехдневный срок с момента его поступления направит документы в соответствующий районный отдел принудительного исполнения, а в случае поступления исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению – в день его поступления.

При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением определенных случаев, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

По ходатайству должника судебный исполнитель вправе продлить предоставленный должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, если признает причины его пропуска уважительными.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в предоставленный ему срок для добровольного исполнения осуществляется принудительное исполнение этого исполнительного документа.

В соответствии со ст. 60 Закона исполнителем могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Данные меры могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются: арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц; арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях; опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение в порядке, установленном статьей 89 Закона; запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа; запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом; запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника; иные меры, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

На официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь есть ссылка на реестр задолженностей по исполнительным документам. Данный информационный ресурс содержит справочную информацию о задолженностях граждан, юридических лиц, а также других субъектов, взыскиваемых органами принудительного исполнения (по сведениям, начиная с 15 августа 2017 года). Будьте бдительны! В случае возникновения сомнений при взаимодействии с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими лицами, стоит проверить, не включены ли они в реестр  должников на вышеуказанном ресурсе.

Н.А. Овсяник, адвокат юридической
консультации Ивацевичского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть