В последнее время в связи с вступлением в действие нового Жилищного кодекса, который законодательно (п.3 статьи 156 ЖК) закрепил ранее существовавшую судебную практику о невозможности раздела жилых помещений, в которых имеются самовольные перепланировка, перестройка, пристройка и др., до оформления этих строительных работ в предусмотренном законом порядке, актуальными стали вопросы как это сделать, с чего начать, куда обращаться и какие документы представлять.

В случае если гражданин произвел самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения, то должностные лица организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей коммунальные услуги или исполкома имеют право составить протокол об административных правонарушениях по статье 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Гражданин, осуществивший самовольные переустройство или перепланировку, обязан получить согласование (разрешение) исполкома таких переустройства или перепланировки. Однако такое согласование выдается на основании технического заключения, подтверждающего, что самовольные перепланировка или переустройство не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Техническое заключение, в свою очередь, выдается по результатам общего или детального (при необходимости) обследования строительных конструкций и инженерных систем и на основании ведомости технических характеристик на изолированное помещение, которую составляют специалисты соответствующего регионального предприятия по государственной регистрации и земельному кадастру.

На основании документов, представленных гражданином, и акта технического осмотра исполком не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в таком согласовании (разрешении).

Исполком может отказать в согласовании переустройства или перепланировки, если:

  • представлены документы, в которых содержатся недостоверные сведения;
  • выполненные виды работ по переустройству или перепланировке запрещены в принципе;
  • есть угроза обрушения конструкций помещений в результате их переустройства или перепланировки.

В случае отказа исполкома в согласовании самовольных переустройства или перепланировки жилое помещение в срок, установленный исполкомом, приводятся в прежнее состояние гражданином или за его счет.

Для того, чтобы самовольные строительные работы были окончательно узаконены, необходимо снова обратиться в соответствующее агентство по государственной регистрации и земельному кадастру уже для составления нового технического паспорта на основе ведомости технических характеристик и для осуществления государственной регистрации изменения недвижимого имущества.

Для производства государственной регистрации изменения недвижимого имущества в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру необходимо представить следующие документы:

  1. заявление (заполняется непосредственно при приеме документов);
  2. паспорт;
  3. документ (квитанция) об оплате за регистрацию;
  4. письменное согласие собственника, сособственников, участников совместного домовладения капитального строения на государственную регистрацию изменения изолированного помещения, пристройка которого осуществлена за счет части территории капитального строения, не принадлежащей кандидату в правообладатели, — в случае государственной регистрации изменения такого изолированного помещения (не представляется в случае пристройки изолированного помещения за счет территории капитального строения, находящейся в коммунальной собственности административно-территориальной единицы, местный исполнительный комитет которой разрешил строительство либо принял в эксплуатацию самовольную постройку) ;
  5. письменное согласие залогодержателя на осуществление надстройки, пристройки, перестройки или перепланировки изолированного помещения, если изолированное помещение находятся в залоге и если распоряжение ими без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге.

Как правило документы на изготовление нового техпаспорта на жилое помещение и для производства госрегистрацию изменений подаются одновременно.

Нет необходимости в государственной регистрации и составлении нового техпаспорта, если имели место незначительные изменения, не влекущие изменение общей площади.

Для разрешения вопросов по оформлению работ по переустройству и перепланировки жилых помещений необходимо пользоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;
  • Жилищный кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»;
  • Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»;
  • Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений».

 

Статья подготовлена адвокатом, осуществляющим

адвокатскую деятельность индивидуально Монич С.М.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть