Общая часть КоАП Республики Беларусь содержит принципы, правила и требования, без знания и соблюдения которых невозможно законное и справедливое разрешение конкретных дел об административных правонарушениях.  В Общей части кодекса  определены деяния, являющиеся административными правонарушениями, установлены основания и условия административной ответственности, а также административные взыскания, которые применяются к физическим лицам, совершившим административное правонарушение, и к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.

С целью обеспечения правильного и единообразного рассмотрения судами дел об административных правонарушениях 25 сентября 2014 года принято постановление  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 15 «О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»  (далее – постановление Пленума).

В указанном  постановлении Пленума обращено внимание на соблюдение судами требований ст. 1.15 КоАП о действии во времени норм актов законодательства, устраняющих административную ответственность, а также иным образом улучшающих положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Постановлением Пленума  рассмотрены положения об ответственности за покушение на административное правонарушение – умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

В пункте 5 постановления Пленума дается разъяснение  понятия длящегося административного правонарушения (ст. 2.6 КоАП), согласно которому длящееся административное правонарушение характеризуется непрерывным во времени невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания.

В силу ч. 7 ст. 4.8 КоАП  наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновно должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение это юридическое лицо.  Соответствующее разъяснение содержится в ч. 4 п. 6 постановления Пленума.

В п. 7 постановления Пленум указал на необходимость неукоснительного соблюдения судами решения вопроса об ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, положений ст. 7.1 КоАП об общих правилах наложения административного взыскания.

Согласно ч. 2 ст. 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении  административных взысканий суды должны руководствоваться положениями главы 6 КоАП, регламентирующими применение отдельных видов административных взысканий (ч. 2 п. 7 постановления Пленума).  В частности,  в постановлении  разъясняется  необходимость привести обоснование судом  принятого решения в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении о применении такого вида административного взыскания как конфискация.

Одновременно,  в постановлении  Пленума  обращается внимание на неукоснительное  соблюдение  требований о сроках наложения административных  взысканий.

В п. 17 постановления Пленума разъяснен порядок применения ст. 7.9 КоАП, согласно которой при наличии одного из смягчающих обстоятельств: добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения обстоятельств, предусмотренных п.п. 1, 3-9 и п. 11, ч. 1 ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах, установленных в санкциях статей Особенной части КоАП  минимальных и максимальных размерах, уменьшенных в два раза.

Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 года внесены изменения в ст. 8.3 КоАП, расширяющие область применения данной нормы. Предоставлена возможность освобождения юридического лица от административной ответственности при наличии обстоятельства, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП – добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на него обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

Разъяснения, данные Пленумом в п. 19 постановления, ориентируют суды на то, что освобождение от административной ответственности в связи с наличием хотя бы одного из указанных в ст. 8.3 КоАП  обстоятельств, смягчающих ответственность физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, может быть применено судом с учетом всех обстоятельств по делу и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Положения постановления Пленума  позволят адвокатам  правильно определять правовую позицию  при оказании юридической помощи физическим и юридическим лицам  по делам об административных правонарушениях.

 

Статья подготовлена адвокатом, осуществляющим

адвокатскую деятельность  индивидуально  Лазаревой Л.А.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть