С 24.10.2013 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 года (далее — Закон), которым вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, направленные на ужесточение ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона в часть 2 статьи 57 УК вносится изменение, согласно которому срок лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности, увеличивается до десяти лет. Согласно пункту 3 статьи 1 Закона, статья 317 УК дополняется частями 4 и 5, с целью дифференциации уголовной ответственности, в зависимости от тяжести наступивших последствий, за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В частности, при наступлении по неосторожности смерти человека либо причинение тяжкого телесного повреждения наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а совершение деяния, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц будет наказываться лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Пунктом 4 статьи 1 Закона из санкции части 1 статьи 317-1 УК исключается такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом. При этом санкция дополняется наказаниями в виде ограничения или лишения свободы на срок до двух лет с применением дополнительных наказаний в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Пунктом 2 статьи 1 Закона часть 6 статьи 61 УК дополняется предложением, согласно которому независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).
Кроме этого, пунктом 3 статьи 2 Закона увеличиваются верхние и нижние пределы административного взыскания в виде штрафа по санкции статьи 18.16 КоАП, которые составят от 50 до 100 базовых величин, против ранее установленных от 15 до 35 базовых величин. Также и за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ч.3 ст.18.16 КоАП) предусматривается установление фиксированного срока лишения права управления транспортными средствами на три года.
Необходимо ответить, что вопрос усиления ответственности за управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, нашел поддержку у большинства населения страны, однако по вопросу применения конфискации транспортного средства независимо от права собственности возникли дискуссии, особенно в юридической среде. Высказывались мнения по поводу противоречия нововведения нормам Конституции, касающихся неприкосновенности частной собственности, а также на ущемление таким образом прав собственника. В соответствии с Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 05.07.2013 года данная специальная конфискация была признана согласующейся со статьей 44 и частью 1 статьи 23 Конституции, и в целом все положения Закона были признаны соответствующим Конституции Республики Беларусь. При этом в своем Решении Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что в случае конфискации транспортного средства, не принадлежащего лицу, совершившему преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК, защита прав собственника (законного владельца, пользователя) может осуществляться путем взыскания убытков с лица, осужденного по приговору суда (статья 364 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Статья подготовлена адвокатом юридической
консультации Березовского района Белецким А.В.