Уже более десяти лет в стране действует Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», он доказал свою эффективность.

По данным Министерства образования на 01 января около 24 тыс. детей в Беларуси признаны находящимися в социально опасном положении (СОП).

С 1 февраля 2019 года вступили в законную силу новые критерии признания детей, находящимися в социально опасном положении, в связи с принятием постановления Совета Министров № 22 от 15.01.2019 года, которым утверждено новое Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении» (далее-Положение). До 1 августа решения о признании детей, находящимися в СОП, будут пересмотрены.

Постановление Совета Министров № 22 не затрагивает вопрос по изыманию детей из семьи, оно как раз направлено на то, чтобы этого не допустить. За 2018 год около 20 тыс. детей были сняты с учета. Из всех семей, признанных находящимися в СОП, отобрали только 2904 ребенка. Если сравнивать с 2010 годом, то это число уменьшилось вдвое. Более половины отобранных ребят вернулись в семьи. А вот родителей 1146 детей лишили родительских прав.

Ранее показатели, по которым детей признавали находящимися в СОП, определялись инструкцией, утвержденной постановлением Минобразования № 47. В новом документе определено лишь 3 основных критерия.

Что именно изменилось в работе госорганов с неблагополучными семьями и как законодательные новации совместимы с уже сложившейся практикой?

Если раньше критерии социально опасного положения (СОП) были расписаны на нескольких страницах, теперь они сконцентрированы в нескольких пунктах.

Первым условием списка указано: если родители не обеспечивают жизненные потребности детей в еде, одежде, допускают использование неисправных обогревательных приборов, печного, газового отопления, что может повлечь пожароопасную ситуацию.

Обеспечение безопасных условий жизни было предусмотрено и раньше, но новое постановление дает конкретику, что очень актуально, а именно: родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара.

В ходе проведенных недавно мониторингов при посещении неблагополучных семей оказалось, что практически ни в одном доме не был подведен газ. Поскольку дома не оформлены, их хозяева покупают газовые баллоны, как правило, в дальнейшем самостоятельно подключают к плите. Пожарная безопасность в таком жилище явно под вопросом, как и безопасность проживающих под крышей такого дома детей.

Выявить неблагоприятные условия для жизни детей могут работники различных структур – здравоохранения, органов внутренних дел, органов по труду и социальной защите. К слову, за 2018 год 1913 детей из указанных 24 тыс. выявили медработники. Хотя в целом они направили более, чем 9000 соответствующих сообщений. Отмечено, что после роддома и до момента оформления ребенка в учреждение дошкольного образования медики единственные, кто вхож в семью, и кто может оценить социально-бытовые условия. Речь идет, к примеру, о патронажной службе. Теперь же медработники будут обращать внимание на систематическое невыполнение рекомендаций по диагностике или лечению ребенка, что может сказаться на его жизни или здоровье.

Не менее важная позиция — отсутствие контроля со стороны взрослых за поведением своих детей, ставшее причиной совершения правонарушений.

Учтен и аморальный образ жизни родителей, который ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка. Новые правила требуют доказательств маргинального поведения. Например, это привлечение в течение года к административной ответственности за умышленное причинение телесных повреждение и иные насильственные действия, неоднократный «привод» в милицию за появление в пьяном виде или распитие спиртных напитков в общественном месте, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, мелкое хулиганство и пр.

Под пристальным вниманием факты жестокого обращения с детьми, психического и физического насилия над ними. Все эти маркеры семейного неблагополучия должны быть подтверждены соответствующими актами, предусмотренными законодательством.

Ранее за все несли ответственность педагоги: именно они обязаны были выявлять неблагоприятные факторы у своих учеников, воспитанников, признавать их советами по профилактике находящимися в социально опасном положении и принимать меры по стабилизации ситуации в семьях.

Принятое постановление изменило порядок. Согласно новым требованиям это бремя распределилось на все субъекты профилактики. Теперь признавать детей находящимися в СОП будет районный, городской координационный совет.

Чтобы разобраться в причинах кризисной ситуации, в которой оказалась семья, отныне педагоги при необходимости должны подключать представителей МЧС, жилищной службы, здравоохранения, милиции и других служб, которые в составе комиссии будут участвовать в социальном расследовании и давать экспертное заключение о необходимости признания СОП.

Координационный совет позволит на профессиональном уровне провести социальное расследование и дать полное и обстоятельное заключение о наличии социально опасных условий, а также определить необходимые меры по восстановлению способности родителей выполнять обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Такой подход будет применен и в работе с неблагополучной семьей. И спрос будет, в первую очередь, с родителей. Должностное лицо госоргана, которое оказывает содействие законным представителям в преодолении последствий кризисных ситуаций, тоже будет отвечать за результат своей работы.

Информация о неблагоприятной для жизни ребенка обстановке поступает в органы образования, которые в нашей стране выполняют функцию органов опеки и попечительства, – им предстоит эти сведения изучить и проанализировать.

Первоначальное сообщение еще не значит, что в семье есть те самые неблагоприятные условия. Подтвердить это можно только в ходе так называемого социального расследования. Специалисты подробно изучают проблему, включая анализ бытовых условий. На проведение социального расследования отводится не более 15 рабочих дней. Причем участие в нем принимают не только работники образования, но и других госорганов, организаций, причастных к защите прав детей.

Результаты социального расследования рассматриваются на заседании совета по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних. Решение принимается в присутствии родителей, о чем их заранее уведомляют. Выясняется, могут ли они принять меры, чтобы исправить положение. На основании этого совет решает направить документы по ребенку в координационный совет (подобные сегодня созданы в каждом районе при исполкомах) или предложить родителям социальную поддержку, в том числе адресную помощь, продукты питания.

Но даже на координационном совете есть шанс не попасть на учет: если родители проявят готовность самостоятельно либо при содействии определенных служб устранить неблагоприятные условия. Предоставляемая возможность быть услышанными также является новшеством.

Благодаря коллегиальному порядку принятия решений на координационном совете, куда входят представители различных органов и организаций, удастся избежать субъективизма при принятии решения по СОП. Ведь на советах по профилактике, которые работали и ранее, не всегда присутствовали другие специалисты. В результате, порой, не удавалось правильно трактовать ситуацию, что приводило к жалобам со стороны родителей.

Если все же координационный совет принимает решение признать ребенка находящимся в СОП и утверждает соответствующие мероприятия, то семья попадает под контроль, в частности, органов опеки и попечительства. Специалисты не только следят за изменением условий проживания, но и помогают наладить взаимоотношения между родителями и детьми.

По истечении трех месяцев, а не шести, как ранее, координационный совет может прекратить работу с семьей, если устранены причины неблагополучия, а может, наоборот, внести дополнения, либо изменить сроки их исполнения. Ну, а если за полгода ситуация в семье по вине родителей не поменялась, координационный совет примет решение о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о нуждаемости детей в государственной защите.

Неблагополучной семье дается шанс реабилитироваться. По прошествии полугода с момента признания СОП условия жизни детей будут заново проанализированы, но уже на координационном совете. Кроме того, по новым правилам перед тем, как признать статус, родителям предлагается обратиться за всеми доступными им видами социальной помощи, которые помогут выйти из трудного положения. Также у матерей и отцов появилось право обжаловать решение координационного совета в случае принятия решения о признании СОП. Эта новация введена постановлением Совмина №22. Если родитель не согласен с выводами координационного совета, он вправе обратиться в исполком или администрацию, далее в суд, где будет проверено, насколько обоснованно принято решение. О порядке обжалования родители будут уведомлены при вынесении вердикта о статусе СОП.

С одной стороны, это не допустит формализма и субъективизма в столь тонком деле, как защита прав ребенка и вмешательство в частную жизнь, с другой – не позволит поломать судьбы людей, если вдруг действительно была допущена ошибка. Ведь главная цель всех служб, работающих по Декрету № 18 и новым постановлениям, в том, чтобы сохранить семью, а при невозможности этого – уберечь детей от их горе-родителей.

Осипук В.А., адвокат юридической консультации
Московского района г. Бреста

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть