Согласно ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

В соответствии с п.1 ст. 948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно п.1 ст.969 ГК компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В соответствии со ст.970 ГК компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 1.2, 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 504 (ред. от 03.06.2008) «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» предусмотрено, что договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин (далее — договоры), заключаемые в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, составляются в трех экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с проставлением отметки о проведенной регистрации на каждом экземпляре:

в регистрационных или регистрационно-экзаменационных подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — регистрационные подразделения) — в отношении механических транспортных средств и прицепов к ним (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним);

в государственных инспекциях по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия (далее — инспекции гостехнадзора) — в отношении колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин.

Один экземпляр договора остается у физического лица, отчуждающего механическое транспортное средство, прицеп к нему или самоходную машину, второй — у физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица, приобретающих их, третий — в регистрационном подразделении или инспекции гостехнадзора.

В случае, если механическое транспортное средство, прицеп к нему или самоходная машина не были сняты с государственного учета, одновременно с регистрацией договоров осуществляется снятие их с государственного учета в регистрационном подразделении или инспекции гостехнадзора по месту их государственной регистрации.

Физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые приобрели механические транспортные средства, прицепы к ним или самоходные машины на основании договора, обязаны поставить их на государственный учет не позднее десяти дней с даты регистрации договора в регистрационном подразделении или в инспекции гостехнадзора в соответствии с подпунктом 1.2 настоящего пункта. Последующее отчуждение механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговлю механическими транспортными средствами, прицепами к ним или самоходными машинами, без их постановки на государственный учет не допускается.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 N 7 (ред. от 30.03.2017) «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда», при определении размеров компенсации морального вреда суду необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 970 ГК. При этом с целью обеспечения требований разумности и справедливости для каждого конкретного случая суду следует учитывать степень нравственных и физических страданий потерпевшего исходя из тяжести (значимости) для него наступивших последствий и их общественной оценки. В зависимости от характера спорного правоотношения следует учитывать обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение и иные индивидуальные особенности.

В случае смерти потерпевшего размер компенсации морального вреда лицам, имеющим право на его возмещение, определяется в зависимости от степени родства с погибшим, от нахождения на иждивении, характера взаимоотношений с ним, других конкретных обстоятельств, имеющих значение для оценки степени нравственных переживаний.

По уголовному делу установлено, что в результате ДТП с участием автомобиля «БМВ», которым управлял В., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, был совершен наезд на переходившего проезжую часть дороги Б. В результате наезда Б. получил тяжкие телесные повреждения, от которых впоследствии скончался.

Приговором районного суда В. осужден по ч.2 ст.317 УК Республики Беларусь к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения с лишением права управлять всеми видами транспортных средств сроком на 3 года.

Определением судебной коллегии по уголовным делам областного суда приговор в части осуждения В. оставлен без изменения.

Постановлением Президиума областного суда приговор районного суда был отменен, дело передано на новое рассмотрение.

Президиум областного суда пришел к выводу, что приговор суда в части разрешения гражданского иска потерпевших о взыскании морального вреда, а именно взыскания его с обвиняемого, подлежит отмене, исходя из следующего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 года №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» моральный вред, причиненный жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсируется владельцем источника повышенной опасности.

Суд правильно установил, что отец обвиняемого фактически приобрел автомобиль «БМВ» у О., но не оформил сделку купли-продажи надлежащим образом: договор в трех экземплярах стороны не заключали, сделку в органах госавтоинспекции не регистрировали, П. передал денежные средства О., а последний передал автомобиль и денежные средства.

В связи с гибелью Б. истцы по делу – жена и сын потерпевшего заявили иск о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Доводы истцов о причиненных им нравственных и физических страданиях суд признал законными и обоснованными, в связи с этим принял решение о возмещении им денежной компенсации морального вреда владельцем источника повышенной опасности О.

При рассмотрении дела суд учел характер причиненных нравственных страданий истцов, вызванных гибелью мужа и отца, тяжесть последствий, принял во внимание его трудоспособный возраст, изучил финансовое положение ответчика, принял во внимание то, что вред причинен источником повышенной опасности для окружающих, установил, что владельцем автомобиля «БМВ» является О., а также учел требования разумности и справедливости.

По данному вопросу представляет интерес и другой  пример из судебной практики.

В результате ДТП погиб сын Б. Виновным в его гибели приговором районного суда признан З., управлявший автомобилем, который осужден по ч.2 ст.317 УК.

Б. признан потерпевшим по уголовному делу, заявил иск о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Дело рассматривалось судами неоднократно. Установлено, что отец погибшего являлся фактическим собственником автомобиля «Ауди -100», с участием которого произошло ДТП, в результате которого погиб его сын, имел доверенность на право распоряжения данным автомобилем. Также установлено, что путем оформления доверенностей и передачи денежных средств, а также фактической передачи указанного автомобиля, он находился в фактическом владении еще 3-х лиц  на протяжении нескольких лет. По делу также установлен владелец источника повышенной опасности, которым оказался В.

Все вышеперечисленные лица были привлечены к участию в деле.

Решением областного суда, который рассматривал гражданское дело по 1-й инстанции, постановлено об установлении факта ничтожности сделок: договоров купли–продажи автомобиля «Ауди -100» и доверенностей, выданных нотариальными конторами, на право владения данным автомобилем. Этим же решением применены последствия недействительности сделок, стороны возвращены в первоначальное положение.

Денежная компенсация морального вреда с владельца источника повышенной опасности В. взыскана в пользу потерпевшего Б.

После ее выплаты потерпевшему владелец источника повышенной опасности взыскал выплаченную им сумму денег Б. с виновного лица З., который был признан виновным и осужден по ч.2 ст.317 УК.

Л.Т. Щиглюк, адвокат, осуществляющий адвокатскую
деятельность индивидуально

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть