В последнее время большой популярностью среди рекламодателей пользуется такой вид распространения рекламы, как реклама, размещенная посредством электросвязи.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 45-З «Об электросвязи» электросвязь — вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Наличие практически у каждого человека мобильного телефона, огромного количества интернет-мессенджеров, справочных систем, для многих производителей товаров и услуг наиболее дешевым и доступным способом (по сравнению с размещением наружной рекламы, а также рекламы в каталогах) прорекламировать свой продукт стала реклама через интернет-месенджеры, посредством звонков по телефону, в том числе и sms-рассылка. Вместе с тем ряд организаций, самостоятельно осуществляя такие рассылки, нередко не обращают внимания на требования законодательства о рекламе, в связи с чем звонки становятся навязчивыми и назойливыми.

В каких же случаях реклама по телефону, в интернет-месенджерах и sms-рассылке законна, а в каких нет?

Согласно ст. 12 Закона Республики Беларусь «О рекламе» размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты допускается только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Таким образом, такого рода реклама допускается лишь в случае согласия абонента или адресата на ее получение. Законодатель не устанавливает форму, в которой абонент или адресат должен выразить это согласие.

Оно может быть устным. Вместе с тем, согласие абонента или адресата может быть включено в договор на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, заключаемый с абонентом или адресатом в письменной форме. Более того, в договоре на получение рекламы обязательно должно быть указано право получателя рекламы требовать от рекламораспространителя незамедлительного прекращения размещения (распространения) рекламы в его адрес, о чем в договоре должна содержаться соответствующая отметка, удостоверенная подписью абонента или адресата.

Подтверждение согласия на получение рекламных SMS на номер мобильного телефона через интернет-сайты организаций, когда гражданин должен поставить отметку в определенном месте интернет-страницы, также может иметь место.

Кроме того, возможен вариант распространения рекламы при оказании справочных или иных информационных услуг с использованием электросвязи. В этом случае размещение (распространение) рекламы возможно только после предоставления справки или иной запрашиваемой абонентом информации, а также после сообщения о последующем размещении (распространении) рекламы. Более того до оказания справочной или иной информационной услуги абонент должен быть предупрежден (время, затраченное на такое предупреждение не должно учитываться при определении стоимости услуг электросвязи для потребителей рекламы) о возможности прекращения соединения сразу после получения справки или иной информации в случае его отказа от получения рекламы.

В случае если абонент или адресат обратился к рекламораспространителю с требованием о нежелании получения рекламы, рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы. Более того, если владелец телефона когда-то дал согласие на получение рекламной информации, он вправе отказаться от ее получения, сообщив об этом продавцу.

Если после отказа абонента от получения рекламы продавец продолжает рекламную рассылку, гражданин вправе письменно обратиться в соответствующий исполнительный комитет (администрацию района в городе), который при установлении факта размещения ненадлежащей рекламы вынесет в адрес такого рекламодателя (рекламораспространителя) предписание об удалении телефонного номера заявителя из списка рассылки и прекращении распространения рекламы.

Если после этого продавец продолжает звонить и предлагать свои товары, владелец вправе повторно обратиться в соответствующий исполнительный комитет (администрацию района в городе) с заявлением о привлечении продавца к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст. 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Таким образом, получение рекламы товаров и услуг посредством электросвязи является правом гражданина, а не обязанностью. В случае если абонент или адресат обратился к рекламораспространителю с требованием о нежелании получения рекламы, рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы, иначе он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Н.Ю.Соболь, адвокат юридической
консультации Каменецкого района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть