Согласно ч. 3 ст. 4.8. КоАП Республики Беларусь (далее-КоАП) критерием привлечения юридического лица к административной ответственности является наличие хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 1 — 6 части 1 с. 48 КоАП Республики Беларусь:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин — в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;
5) сумма дохода превышает сорок базовых величин — в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.

Согласно пункту 4. ст. 48 КоАП  за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 3 статьи 11.16, статьями 11.21, 11.43, 11.64, 11.65, 11.70, частью 1 статьи 11.72, статьями 11.79, 11.80, частью 5 статьи 12.10, частями 2 — 6 статьи 12.11, статьями 12.28, 12.36, 12.47, частями 1 и 9 статьи 13.6, частями 1 и 2 статьи 13.7, частями 1 и 2 статьи 13.10, частью 1 статьи 13.11 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут административную ответственность независимо от условий, указанных в пунктах 1 — 6 части 1 ст. 48 КоАП.

Статьей 5.5. КоАП определены иные  обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.

В частности, не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза:
— неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее в настоящей статье — иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более одного процента от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
— неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин;
— неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

Безусловно, изменения в КоАП, вступившие в силу 31 января 2018 года, смягчили ответственность юридических лиц.

Рассмотрим пример привлечения к ответственности юридического лица – перевозчика М. по ч. 1 ст. 14.5. КоАП.

В отношении перевозчика ведется административный процесс за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.1, 14.3 КоАП и частью 2 ст. 14.5. КоАП. Санкцией указанной статьи предусмотрено наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.

Таким образом, санкция указанной статьи зависит от стоимости перевозимого и незадекларированного груза.

Перевозчик М. разместил груз на РПТО и заявил транзитную декларацию с недостоверными сведениями, поскольку грузополучатель указал в электронной транзитной декларации один инвойс, а прикрепил к грузовому месту — другой. Стоимость перевозимого груза превышает 40 базовых величин, что влечет ответственность юридического лица. Поскольку санкция статьи не предусматривает конфискацию незадекларированного товара, перевозимый груз не подлежит аресту. Таможенный орган наложил арест на денежные средства перевозчика в счет обеспечения уплаты штрафа в размере 15 % стоимости перевозимого груза — 75 000 долларов США, а также арест на транспортные средства перевозчика на сумму 75 000 долларов США.

Ранее санкция части 1 ст. 14.5. КоАП предусматривала наложение штрафа на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации. Как правило, после уплаты таможенных пошлин груз передавался собственнику груза, либо изымался у перевозчика. Финансовые потери, связанные с конфискацией груза, относились на собственника груза. Максимальные финансовые убытки перевозчика составляли 12 250 руб. (6 125 долларов США).

В приведенной выше ситуации у собственника груза, в том числе отправителя, отсутствуют негативные последствия, связанные с неправильным оформлением товарно-сопроводительных документов, а перевозчик при сумме штрафа в размере 150 000 долларов США может оказаться в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).

Считаю, что санкция  ч. 1 ст. 14.5. КоАП не должна зависеть от стоимости перевозимого груза, а должна определяться в базовых величинах.

Фокина С.С., адвокат, партнер адвокатского
бюро «Чебушева, Фокина и партнеры»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть