25 января 2018 года принят Декрет N 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет), который изложил в новой редакции Декрет N 3 от 02.04.2015 года N 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Это означает, что с момента вступления в силу Декрета все положения, действовавшей ранее редакции Декрета N 3, утратили силу, в том числе нормы, определяющие период, в течение которого гражданин признается не участвовавшим в финансировании государственных расходов или участвовавшим в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году; об уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее — сбор); ответственности за неуплату сбора (ч. 10 ст. 13.6 КоАП), предусматривающие ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест и т.п.

С принятием Декрета возникла необходимость освободить лиц, ранее признававшихся плательщиками сбора, от его уплаты, а уплатившим — обеспечить возврат его в порядке, установленном законодательством.

Ключевой момент Декрета — включение трудоспособных граждан, не занятых в экономике, в соответствующую базу данных, порядок формирования и ведения которой возложен на Совет Министров Республики Беларусь (п. 3 Декрета N 3), а также использование сведений из нее местными исполнительными и распорядительными органами.

Лицам, включенным в списки трудоспособных граждан, не занятых в экономике, с 1 января 2019 года будут предъявлены для оплаты счета за услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (п. 5 Декрета N 3).

Правительство определило категории лиц, которых будут относить к трудоспособным гражданам, занятым в экономике. Так, ими будут считаться граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в республике, старше 18 лет и до общеустановленного пенсионного возраста. При этом они должны, например (абз. 1 п. 2, п. 3 Постановления Совмина от 31.03.2018 N 239):
— работать по трудовому договору (контракту) или гражданско-правовому договору;
— уплачивать единый налог;
— быть безработными, зарегистрированными в центрах занятости или обучающимися от центров занятости;
— осуществлять деятельность в качестве ИП, адвоката, нотариуса, ремесленника, в сфере агротуризма.

В случае если граждане не относятся к таким категориям лиц, для них предусмотрена дополнительная обязанность — оплата услуг, субсидируемых государством, по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, т.е. по их полной стоимости (ч. 1 п. 5 Декрета N 3). Например, граждане в полном размере будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

Вместе с тем отдельных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, будут исключать из таких списков (п. 4, 21 Постановления Совмина от 31.03.2018 N 239). То есть они не будут оплачивать субсидируемые услуги в полном размере. Например:
работающие за границей;
с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором прекращены трудовые отношения, а в случае расторжения трудового договора (контракта) по причине сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение шести месяцев с даты увольнения;
получившие образование в дневной форме получения образования, а также образование на дому, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности, — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения в связи с получением образования;
получающие доходы от сдачи внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест, — при условии уплаты подоходного налога с физических лиц с такого дохода.

Для этого отдельным гражданам нужно будет предоставлять в Комиссию соответствующие документы (п. 21 Постановления Совмина от 31.03.2018 года N 239).

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета N 3 отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий (далее — комиссии), основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

Декрет N 3 предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации (абз. 2 п. 6 Декрета N 3).

Под трудной жизненной ситуацией законодатель понимает объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Вместе с тем в жизни возникают ситуации, которые могут быть признаны обстоятельствами, являющимися трудной жизненной ситуацией, даже при хорошем материальном положении лица. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все нюансы возможных жизненных ситуаций.

Не менее значимым является также наделение комиссий правом принимать решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории (абз. 3 п. 6 Декрета N 3).

В связи с тем, что данный нормативный правовой акт направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения, предусматривается принятие Советом Министров Республики Беларусь мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; на активизацию деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

Несмотря на сложившуюся обстановку на рынке труда, данное законодательство позволяет гражданам, желающим работать, найти свою нишу. Оказать помощь в трудоустройстве призван также и Декрет N 3, так как на местные органы власти возложены обязанности по реализации конкретных мер по обеспечению занятости населения, в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы.

 И.В. Чирец , адвокат, заведующий юридической
консультацией Лунинецкого района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть