В гастрономах уже не найдёшь моря «просрочки». Всё меньше жалоб на «мелочи» типа некачественного ремонта сапог, зато претензии заявляются, когда речь идёт о крупных суммах – ремонте, установке окон, доставке строительных материалов… В этом году лейтмотивом Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана тема «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». К ней тесно примыкает другая: безопасность личных данных. Масштабный опрос свыше 24 000 человек из 24 стран показал, что 22% респондентов совершают меньше покупок онлайн, а 24% — меньше финансовых сделок именно из-за страха утечки персональной информации. У нас пока не до этого. Проблема в другом, а именно, – в банальной продаже потребителям некачественного товара, в связи с чем, полагаем важным осветить права потребителей при реализации последним товаров ненадлежащего качества.

Так, в силу п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
• замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
• соразмерного уменьшения покупной цены товара;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Следует отметить, что указанные права, по сути, являются способами защиты гражданских прав, в связи с чем, выбор способа защиты определяется только волей конкретного лица, право которого нарушено (потребителя), и не связан с желанием либо возможностью лица, реализовавшего некачественный товар, выполнить требования потребителя. При этом, требования могут предъявляться как к продавцу, так и непосредственно к изготовителю некачественного товара.
Необходимо также учитывать, что предъявление вышеуказанных требований возможно, если недостатки в товаре возникли в течение гарантийного срока. Такой срок по общему правилу исчисляется с момента передачи товара потребителю и составляет, также по общему правилу, 2 года.

Замена товара. Замена товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества должна быть произведена незамедлительно, а при необходимости проверки качества товара – в течение 14 дней со дня предъявления такого требования. В случае отсутствия у продавца необходимого для замены тождественного товара (той же марки, модели и т.д.), продавец обязан произвести замену товара в течение месяца со дня предъявления требования, а если такого товара нет – произвести замену на аналогичный товар другой модели с согласия потребителя. Со дня замены товара, гарантийный срок исчисляется заново.
Также, потребитель вправе предъявить требование о предоставлении аналогичного товара во временное пользование на период замены некачественного товара. Такое требование удовлетворяется в течение 3 дней. Не подлежат предоставлению во временное пользование товары длительного пользования, включённые в перечень, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар. В такой перечень, в частности, входят автомобили, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и медицинских целях, электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи, игрушки.
Необходимо также отметить, что замена технически сложного (в соответствии с перечнем) либо дорогостоящего товара допускается только в случае обнаружения его существенных недостатков, то есть, не устранимых, либо недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов (30% и более от стоимости товаров), либо без несоразмерных затрат времени, либо выявляются неоднократно.

Безвозмездное устранение недостатков. Устранение недостатков должно быть произведено продавцом незамедлительно, а в случае, если заменить незамедлительно не представляется возможным – максимальный срок устранения недостатков не может превышать 14 дней. Также потребитель вправе заявить аналогичные описанным выше требования о предоставлении аналогичного товара во временное пользование на период ремонта.

Соразмерное уменьшение покупной цены и возмещение расходов по устранению недостатков. Указанные требования подлежат удовлетворению незамедлительно, если удовлетворить незамедлительно не представляется возможным – в течение 7 дней, а в случае необходимости производства экспертизы – не более чем в 14 дней.

Расторжение договора. Вместо вышеуказанных требований, а также в случае просрочки выполнения таких требований потребителя, последний вправе заявить требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы. Такое требований должно быть удовлетворено незамедлительно, если удовлетворить незамедлительно не представляется возможным – в течение 7 дней, а в случае необходимости производства экспертизы – не более чем в 14 дней. При этом потребитель обязан по требованию продавца возвратить некачественный товар (возможно без потребительской упаковки).

Экспертиза. При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Ответственность продавца. За каждый день просрочки выполнения любого из вышеуказанных требований потребителя, продавец, допустивший такие нарушения, выплачивает неустойку в размере 1% от цены товара. Также, в случае таких нарушений, потребитель вправе потребовать расторжения договора в порядке, описанном выше.

В случае наличия недостатков в выполненной работе (услуге) или в случае нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель вправе предъявлять аналогичные вышеуказанным требования, а исполнитель несет аналогичную ответственность.
Кроме того, за нарушения требований потребителя, последний вправе предъявлять требования о возмещении морального вреда.
Следует также отметить, что Закон «О защите прав потребителей» распространяет своё действие на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

То есть, потребитель имеет все вышеуказанные права, в том числе, и при заключении договоров страхования, комиссии, купли-продажи через интернет-магазин.

С.С. Соболь, управляющий партнер
адвокатского бюро «Линия права»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть