С 01.01.2018 года в новой редакции действует Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Изменения внесены Указом  Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года N 376″О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»  (далее – Указ).

В  соответствии с Указом изменились  требования к контрольной (надзорной) деятельности  как  в отношении  проверяемых,  так  и  проверяющих.

Что изменилось?

Меняются формы контроля. На смену плановым проверкам приходят выборочные. План выборочных проверок  будет размещаться на сайте Комитета госконтроля либо его органов.

Первые планы — на I полугодие 2019 года — Комитет госконтроля должен сформировать к 15.12.2018 года.

По действовавшему ранее порядку плановую проверку можно  было назначить  без веских причин. С 01.01.2018 года контролирующий  орган  сможет назначить  выборочную проверку только  на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора),  и  с учетом критериев оценки степени риска.

Информация  в этом случае  учитывается, в том числе, предоставленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение, полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам, полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

Методика формирования системы оценки риска утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.

Неизменными в новой редакции Указа остаются нормы, запрещающие проводить проверки в течение двух лет со дня регистрации организации, индивидуального предпринимателя.

Если до начала проверки организация реорганизуется, контролирующий орган сможет проверить правопреемника в течение месяца, следующего за месяцем начала проверки. В этом случае изменения в план проверок не вносятся.

Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Организацию не будут проверять:
— по объекту строительства, введенному в эксплуатацию меньше двух лет назад;
— контролирующим органом одной структуры несколько раз в течение трех календарных лет.

Внеплановые проверки сохраняются, но уменьшается количество оснований для их назначения.

В частности, больше не будет внеплановой проверки:
— для контроля устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;
— по материалам, которые находятся в производстве органов уголовного преследования. Проверки будут допускаться только по возбужденным делам;
— по вопросам соблюдения порядка торговли товарами несобственного производства.

В ходе внеплановой проверки контролирующий орган должен будет изучать только вопросы, связанные с основанием ее назначения. Новым основанием внеплановой проверки становится  возникновение инфекционного заболевания в результате деятельности проверяемой организации.

Период, за который проверяется организация, по общему правилу не может превышать:
— трех лет;
— пяти лет, если проверяется соблюдение налогового законодательства.

К грубым нарушениям требований Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, отнесены:
— невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);
— отсутствие оснований назначения проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверки;
— проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
— требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
— отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;
— непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок, утверждаемом Указом.

При этом, как и раньше, невнесение записи в книгу учета проверок, а также нарушение порядка назначения проверки  является  основанием для признания проверки незаконной.

Сократился перечень контролирующих органов и сферы их контрольной деятельности. Так, из перечня исключаются  МВД,  КГБ, Минлесхоз, Минсвязи, Минспорта и туризма, Минэнерго.

Анализом состояния контрольной деятельности и разработкой предложений для нее  займется вновь созданный  Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности  при  Комитете госконтроля. В состав совета смогут войти и представители организаций.

Е.М. Кубасова, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть