Законом Республики Беларусь от 17.07.2017 г. № 50-З внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон). Данные изменения и дополнения вступают в силу с 23 января 2018 г. Рассмотрим некоторые из них, касающиеся в основном деятельности международных грузоперевозчиков.

Так, изменения в ч. 1 ст. 40 Закона уточняют перечень транспортных документов, необходимых при автомобильной перевозке грузов. Этот перечень включает:
— путевой лист;
— товарно-транспортную накладную (ТТН) — при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов;
— международную товарно-транспортную накладную «CMR» (далее — CMR-накладная), составленную согласно Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» 1956 г. (далее — Конвенция КДПГ), при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;
— заказ-поручение;
— иные документы в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970 (далее — Правила).

Таким образом, новая редакция ст. 40 Закона устанавливает разграничения в применении ТТН и CMR-накладной для внутриреспубликанских и международных перевозок соответственно, то есть использовать две транспортные накладные (и ТТН, и CMR-накладную) одновременно нет необходимости.

В настоящее время при международных перевозках грузов, если перевозка начинается на территории Республики Беларусь, дополнительно к CMR-накладной в качестве грузосопроводительного документа грузоотправитель должен оформлять ТТН.

Закон № 50-З также закрепил норму, предусмотренную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 г. № 102 «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов», и тем самым разрешил коллизию в оформлении транспортных документов.

До 11 марта 2016 г., то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Правила, при привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) с  международных автоперевозчиков взыскивали стоимость перевозимых товаров, не оформленных ТТН дополнительно к CMR-накладной, если перевозка грузов начиналась на территории Республики Беларусь. Также международные автоперевозчики отвечали и за оформление грузосопроводительных документов (сертификаты соответствия, фитосанитарный, ветеринарный сертификаты на груз и пр.), если в них неправильно, неточно или неполно указывались определенные сведения либо такие сведения отсутствовали.

В Законе № 50-З впервые дано определение грузосопроводительных документов. Это документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке.

Новая редакция ч. 1 ст. 41 Закона обязывает грузоотправителя обеспечить передачу автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом. При этом автомобильный перевозчик не обязан контролировать, верно ли такие документы оформлены, и за неправильность их оформления он не отвечает. Ответственность за непредставление документов в полном объеме и за ошибки в их оформлении несет грузоотправитель.

Примерный перечень грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан передать автомобильному перевозчику или его представителю, указан в ч. 2 п. 22 Правил. К ним относятся:
— ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
— карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
— фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
— сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);
— разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);
— первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Существенные изменения касаются обязанности перевозчика проверять правильность оформления транспортных документов.

Действующая редакция ч. 1 ст. 44 Закона обязывает перевозчика делать это во время приемки груза, одновременно проверяя его внешнее состояние, упаковку и количество.

В то же время в соответствии с ст. 7, 8 Конвенции КДПГ перевозчик должен проверить лишь внешнее состояние груза, упаковку и сверить его количество с указанным в накладной, ответственность за сведения в накладной несет отправитель.

Закон № 50-З данное противоречие устраняет, обязывая перевозчика проверить только наличие транспортных документов.

При этом в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 56 Закона грузоотправитель будет нести ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, возникшие в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных и грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, отсутствием необходимых транспортных и грузосопроводительных документов.

В силу действующей редакции ч. 2 ст. 56 Закона отправитель отвечает за правильность сведений и полноту только грузосопроводительных (не транспортных) документов.

Таким образом, перевозчик не будет нести ответственность за нарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 12.17 КоАП (транспортировка товаров без необходимых сопроводительных документов, перевозка с документами, не соответствующими действительности).

Н.Л. Трубчик, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть