Как отмечено в Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики.

В Республике Беларусь Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет) установлен и успешно реализуется заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, в соответствии с которым государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в день подачи документов, необходимых для ее проведения. При этом вся ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации, лежит на самом заявителе.

Несмотря на установленные законодателем упрощения процесса создания собственного бизнеса, следует рассматривать процедуру государственной регистрации как очень важный и серьезный этап предпринимательской деятельности.

Декретом установлено, что собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению экономического суда. Под заведомо ложными сведениями понимается сообщение не соответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.

Справочно: Декретом предусматривается, что к заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

Последствия признания государственной регистрации недействительной достаточно серьезные.

Так, Декретом установлено, что в случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Справочно: Нормами Декрета раскрывается понятие «дохода», подлежащего взысканию в случае признания государственной регистрации недействительной. Под доходом понимается сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Правоприменительная практика, а также изучение дел, находящихся в производстве судов, рассматривающих экономические дела, показывает, что наиболее частыми причинами, влекущими признание государственной регистрации недействительной является выявление несоответствия сведений, указываемых в заявлении о государственной регистрации, фактическим обстоятельствам.

Нормами Декрета установлено, что в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что:

учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя (участника) по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;

гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

гражданин — собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений;

не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении собственника имущества (учредителей, участников) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;

на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;

судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны;

представленные устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;

порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

Не соблюдение (не выполнение) лицом, обращающимся за государственной регистрацией, любого из приведенных выше условий является основанием для признания государственной регистрации созданного субъекта хозяйствования недействительной.

Подводя итог изложенному, важно знать и помнить об установленных условиях, при которых разрешается и считается законной государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществляемая по упрощенному заявительному принципу.

Ю.В. Курьянович, адвокат юридичеcкой
консультации Каменецкого района

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть