Правовая база

С 2014 года в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь «О медиации» от 12 июля 2013 г. № 58-З (далее – Закон).

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
медиативное соглашение – соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в порядке, предусмотренном настоящим Законом, в целях урегулирования спора (споров);
медиатор – физическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров);
медиация – переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения;
соглашение о применении медиации – соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде. Особенности проведения медиации по спорам, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности в Экономическом суде после возбуждения производства по делу, определяются процессуальным законодательством.

Так, в соответствии со статьей 40/1 ХПК Республики Беларусь по письменному соглашению сторон хозяйственный (экономический) спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный суду, рассматривающему экономические дела, до начала рассмотрения дела по существу может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов).

В случае передачи спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения согласно правилам, установленным главой 16 настоящего Кодекса.

В случае неисполнения добровольно медиативного соглашения, соответствующего требованиям настоящего Кодекса о мировом соглашении, выдача исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения производится судом, рассматривающим экономические дела, по правилам, установленным статьями 2621–2623 настоящего Кодекса.

Не достижение медиативного соглашения по результатам медиации не препятствует проведению примирительной процедуры в суде, рассматривающем экономические дела.

Согласно подпункта 1.5 пункта 1 статьи  259 Налогового кодекса Республики Беларусь:
1. Возврат или зачет плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины производятся в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных в настоящей статье, в случае, если:
1.5. производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью дела суду, заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного порядка досудебного урегулирования спора, заявлением требования, которое в соответствии с законодательным актом должно быть рассмотрено в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), подачей в суд соглашения о применении медиации, подачей заявления недееспособным физическим лицом или нахождением на рассмотрении в другом суде спора между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям;

В дополнение следует отметить, что без согласия сторон медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при её проведении. Не допускается истребование от медиатора информации, относящейся к процедуре медиации. Если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Результатом проведения процедуры медиации в случае достижения договоренностей  является медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и содержит сведения о сторонах, предмете спора, проведённой процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

В качестве альтернативы соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, проведённой после передачи гражданского спора на рассмотрение общего суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. Соглашение по гражданскому спору, достигнутое в результате процедуры медиации, проведённой без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачёте встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения такого соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Нужна ли нам медиация?

Принятие Закона было продиктовано, в том числе, и интеграционными процессами  в Республике Беларусь. В США процедура медиации активно применяется с 60-х годов ХХ века, в европейских странах начала применяться чуть позднее. А зарождение этой процедуры, по мнению историков, следует отнести к временам Римской империи.

Я настроена оптимистично. Думаю, что медиация может и должна   применяться и в отношениях между бизнесменами. Представители бизнеса всегда прагматичнее, бизнес лучше считает деньги, бизнес по самой своей природе нацелен на минимизацию расходов и выбор оптимальных вариантов. Убеждена, что процедура медиации займёт своё место, в том числе и при разрешении корпоративных конфликтов.

Медиация и корпоративные конфликты

Корпоративные конфликты, связанные с попыткой перехвата управления в ОАО или ООО, ОДО обладают определёнными характерными чертами. Очень часто катализатором возникающего конфликта может стать нарушение не правовых, а моральных норм; в подавляющем большинстве таких случаев определить кто прав, а кто виноват в конфликте, крайне затруднительно. За довольно небольшой промежуток времени ссора между партнёрами может обрасти большим числом исков и заявлений, поданных в компетентные органы, и для разрешения конфликта будет необходимо каждое из этих обращений в суды и в иные органы «довести до логического завершения». Даже, если одна из сторон получит положительное судебное решение, нет никаких гарантий, что проигравшая сторона не продолжит противоборство либо в суде, либо с использованием административного ресурса. Многоаспектность спора, в том числе наличие технически сложных вопросов, значительное количество субъектов-участников, в том числе третьих лиц, и прочее, неминуемо влечет возникновение обоюдных нарушений, взаимного невыполнения тех или иных обязательств,  при этом следует отметить, что каждая сторона четко осознает наличие «слабых мест» в своей позиции. Указанное обстоятельство составляет основу для возможности прийти к обоюдному решению, взаимоприемлемому для обеих сторон, минуя судебное разбирательство, решение по которому далеко не всегда устраивает каждую из сторон, а, порой, даже и ни одну из них, в отличие от исхода процедуры медиации, которая позволяет реализовать подход «win-win» (выиграть может каждый или проигравших нет).

Другой причиной возможности применения процедуры медиации коммерческими организациями являются мощные репутационные риски: огласка тех или иных споров, возможно, даже небольших по оспариваемой сумме, зачастую может привести к возникновению значительных негативных последствий, нанося разрушительный ущерб репутации юридического лица.

Среди особенностей крупных коммерческих организаций, которыми, на мой взгляд, может быть обусловлено успешное внедрение и применение медиации, следует отметить направленность таких коммерческих организаций на развитие, открытость к инновациям, финансовую устойчивость (наличие необходимых ресурсов для применения коммерческой медиации), наличие партнерских отношений с иностранными компаниями, активно использующими инструменты досудебного урегулирования споров, а также заинтересованность в сохранении полного контроля над ситуацией (что почти всегда невозможно при рассмотрении спора судом).

Еще одним аргументом в пользу применения процедуры медиации крупными коммерческими организациями является наличие у них сложных нестандартных споров, как правило, значительных по сумме.

Судебные разбирательства по таким спорам, как правило, являются чрезвычайно длительными, с учетом их сложности, большого количества исследуемых документов, необходимости проведения экспертиз, а также склонности крупных «корпораций» к обязательному прохождению всех судебных инстанций.

Медиацию целесообразно использовать при разрешении корпоративных конфликтов  в случаях:

  • Сторонами конфликта являются добросовестные компании, их акционеры (участники) или топ-менеджеры, дорожащие своими партнёрскими отношениями, своей репутацией, настроенные на диалог и продолжение этих партнёрских отношений;
  • главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнёров по бизнесу, возможность сохранения нормальных отношений в перспективе;
  • для достижения своих целей стороны не используют в ходе конфликта сомнительные средства;
  • отсутствует необходимость в создании юридических прецедентов, а также необходимость добиваться вынесения судебных решений против партнёра по бизнесу.

Что нужно знать при разрешении корпоративных конфликтов с применением медиации

  • Медиатор не отстаивает позицию одной из сторон (как адвокат), а исследует их реальные интересы, на основе которых и может сформироваться приемлемое для обеих сторон решение;
  • процедура медиации занимает меньше времени, чем судебный процесс, последующее вступление в законную силу решения суда и исполнительное производство вместе взятые;
  • в ходе проведения процедуры медиации сохраняется полная конфиденциальность (судебные процессы же, как правило, публичны);
  • если по окончании судебного процесса из зала суда уходят порой непримиримые враги, то в ходе медиации удаётся сохранить партнёрские отношения и в дальнейшем стороны продолжают сотрудничество в рамках общего бизнеса.

В заключение, совет бизнесу:

Если у вас возник конфликт с совладельцем или партнёром по бизнесу, не торопитесь бежать в суд; пригласите опытного посредника и постарайтесь с его помощью найти компромиссное решение. От этого выигрывают все. Помните, что и в бизнесе худой мир лучше доброй ссоры!

Н.В. Ольшевская, адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть