Начиная со второй половины 2015 года таможенные органы Республики Беларусь усилили контроль за соблюдением правил использования иностранных транспортных средств в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП). В связи с этим увеличилось и количество административных процессов в отношении организаций, осуществляющих международные перевозки с использованием иностранных транспортных средств.

Санкция вменяемой международным перевозчикам статьи 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает конфискацию предмета административного правонарушения как альтернативное наказание наряду со штрафом, однако применяется судами в подавляющем большинстве случаев.

Еще некоторое время назад данная категория дел казалась абсолютно бесперспективной для любой организации-перевозчика (даже с привлечением адвокатов). Но судебная практика изменилась и некоторым представителям нашей профессии все-таки удается убедить суд в несостоятельности позиции таможенных органов. Административные процессы стали прекращать за отсутствием составов административных правонарушений и обязывать таможенные органы вернуть арестованные транспортные средства международных перевозчиков.

Пройдя инстанцию обжалования, не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, большинство решений остаются без изменения, а жалобы таможенных органов без удовлетворения.

Все, казалось бы, правильно и законно (клиент доволен), решение вступает в силу и возникает необходимость возврата арестованного таможенным органом транспортного средства. И на этом этапе, как показывает практика (к удивлению клиентов), истории с арестованными транспортными средствами международных перевозчиков, находят свое продолжение.

В соответствии с п. 51 Инструкции «О порядке учета, хранения, предварительной оценки, передачи для реализации или иного использования и возврата товаров, изъятых, арестованных, задержанных таможенными органами Республики Беларусь либо помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства» (далее Инструкции) возврат изъятых (арестованных) товаров производится таможней по месту хранения товаров законному или уполномоченному представителю их владельца в десятидневный срок со дня получения волеизъявления такого лица на возврат товаров по акту возврата имущества, изъятого, арестованного, задержанного таможенными органами Республики Беларусь. Суд направляет в таможенный орган вступившее в законную силу постановление, а перевозчик — заявление о возврате транспортного средства на основании вышеназванного постановления. Однако это не является гарантией возврата транспортного средства таможенным органом. Как правило, ответ таможенного органа краток: с решением суда таможня не согласна, направлена жалоба в прокуратуру для опротестования вышеназванного судебного акта.

Пока международные перевозчики и собственники полуприцепов, юридические лица, основной целью которых является предпринимательская деятельность, то есть извлечение прибыли, пытаются разобраться в сложившейся ситуации, они вынуждены оплачивать налоги, лизинговые платежи, терпеть убытки от простоя транспортного средства.

С таким ответом можно было бы согласиться, если бы в предусмотренные Инструкцией 10 дней у таможенного органа имелось постановление прокурора о приостановлении исполнения постановления суда в связи с принесением прокурором протеста (следует отметить, что прокурор имеет такое право в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении — п. 3 и п. 4. ст. 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Если следовать логике таможенных органов, транспортное средство может еще в течение шести месяцев не возвращаться таможенным органом, по той причине, что последний не согласен с решением суда и намерен его обжаловать через органы прокуратуры.

Подобное поведение таможенных органов вызывает удивление у иностранных субъектов хозяйствования. В то же самое время инвестиционный климат является важнейшей составляющей экономического благосостояния страны, особенно с учетом геополитического расположения. С аналогичной проблемой сталкиваются и белорусские перевозчики, использующие в своей деятельности иностранные транспортные средства.

Между тем, в Республике Беларусь действует Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31 декабря 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», согласно п. 3 которой постановлено ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами, не допускать установления и осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах и международных договорах Республики Беларусь, решениях Главы государства и Правительства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 115 Конституции Республики Беларусь судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. В связи с этим постановления судов должны исполняться и таможенными органами в том числе, не зависимо от того, отражает данное решение позицию государственного органа или нет.

В этой связи разрешение сложившейся проблемы видится исключительно путем обращения внимания на ситуацию по возврату арестованных полуприцепов иностранных резидентов, высшими должностными лицами таможенных органов, поскольку данная ситуация способна нанести серьёзный урон инвестиционному имиджу Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что изменить практику применения судами законодательства Республики Беларусь в сфере перевозок с использованием международных транспортных средств удалось только благодаря своевременному обращению перевозчиков за юридической помощью.

Игнатюк П.П., адвокат, осуществляющий
адвокатскую деятельность индивидуально
Кукель А.Н., помощник адвоката

Поделиться:
Share

Спасибо!

Администратор был уведомлен о найденной ошибке

Закрыть